Порядок рассмотрения заявлений и жалоб

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                    приказом                                                                                             Пятого арбитражного апелляционного суда                                                                                                                                                                                                                       от 24 апреля 2015 года № 8                                                                                                                                                                                                                                                               

Положение 

                о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппарата Пятого арбитражного апелляционного суда, а также запросов о предоставлении информации о деятельности                       Пятого арбитражного апелляционного суда

(в ред. приказа Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018  № 7)

 

Обращения граждан, организаций и предпринимателей с предложениями об улучшении организационной работы Пятого арбитражного апелляционного суда (далее - апелляционный суд), заявлениями и жалобами по вопросам судебной деятельности апелляционного суда являются реализацией их прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами, важным средством защиты законных прав и интересов, эффективным путем информирования о недостатках, имеющихся в работе апелляционного суда   и способствуют совершенствованию организации судебной деятельности.

Своевременное и полное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, принятие по ним действенных мер - одно из важных и ответственных направлений работы в Пятом арбитражном апелляционном суде.

1. Общие положения 

1.1. Положение о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппарата апелляционного суда, а также запросов о предоставлении информации о деятельности апелляционного суда (далее - Положение) определяет единый порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб (далее - обращения) организаций, предпринимателей, граждан и их представителей (далее заявители) на действия судей и работников аппарата апелляционного суда, а также запросов о предоставлении информации о деятельности апелляционного суда, за исключением тех, которые рассматриваются в процессуальном порядке.

1.2. В работе по рассмотрению обращений апелляционный суд руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, локальными актами Верховного Суда Российской Федерации, Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 100, Регламентом апелляционного суда, иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

Обращения, содержащие просьбу предоставить информацию о деятельности апелляционного суда (запросы), а также содержащие сведения о коррупционных правонарушениях со стороны судей и работников аппарата апелляционного суда, рассматриваются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

При поступлении в апелляционный суд внепроцессуального обращения по делу, находящемуся в производстве апелляционного суда, следует учитывать требования, изложенные в части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

1.3. Обращение, поступившее в арбитражный суд в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Обращение, в том числе поступившее в форме электронного документа посредством Информационной системы подачи жалоб на действия судей и работников аппарата апелляционного суда (далее - СПЖ), подлежит обязательной регистрации в системе автоматизации делопроизводства (далее - САД) и в журнале регистрации в трехдневный срок с момента поступления в суд.

Кроме того, обращения, являющиеся жалобами, вне зависимости от формы и способа их поступления, подлежат обязательной регистрации в СПЖ.

После рассмотрения обращения, приложенные к нему подлинники документов, в обязательном порядке возвращаются заявителям. Копии приложенных к обращению документов возвращаются заявителям по усмотрению руководства суда либо по запросу заявителя.

Рассмотренные обращения с копиями ответов подшиваются в дело согласно утвержденной в апелляционном суде номенклатуре дел. Сроки их хранения устанавливаются в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558.

1.4. Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями, назначается приказом председателя Пятого арбитражного апелляционного суда.

Лицо, ответственное за организацию работы с обращениями, осуществляет текущий контроль за сроками рассмотрения обращений и каждое полугодие предоставляет председателю суда отчет о порядке работы с обращениями.                                Окончательные решения по обращениям принимает председатель апелляционного суда.

1.5. Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию апелляционного суда, не позднее чем в 7-дневный срок со дня регистрации направляются в соответствующие организации по принадлежности с уведомлением заявителя, либо возвращаются.

Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не даётся и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

1.6. Если для решения поставленных в обращении вопросов требуется получение информации от другого арбитражного суда или нескольких судов, от структурного подразделения суда, иных государственных органов или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующий суд (арбитражные суды), структурное подразделение суда, государственный орган или должностному лицу с предложением предоставить необходимые сведения.

1.7. Апелляционным судом рассматриваются обращения, поступившие в  письменной форме или в форме электронного документа на имя председателя арбитражного апелляционного суда.

Письменные обращения в обязательном порядке должны содержать  фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или наименование организации, почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ или уведомление о переадресации обращения. В обращении должна быть изложена суть предложения, заявления или жалобы. Письменное обращение должно содержать личную подпись заявителя, а обращение организации должно быть подписано руководителем. К обращению, подписанному лицом, действующим на основании доверенности, прилагается копия доверенности.

Обращение, поступившее от гражданина в Пятый арбитражный апелляционный суд в форме электронного документа, в обязательном порядке должны содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Обращения, поступившие  в электронной форме с использованием сервисов, размещенных в сети Интернет, подлежат регистрации в системе автоматизации делопроизводства в порядке, определенном настоящим Положением.

1.8. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в Пятый арбитражный апелляционный суд в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в Пятый арбитражный апелляционный суд в письменной форме. Кроме того, на поступившее в Пятый арбитражный апелляционный суд обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на официальном сайте Пятого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае, если в тексте обращения фактически обжалуются принятые апелляционным судом судебные акты и/или ставится вопрос о привлечении судей к дисциплинарной ответственности в связи с принятыми ими судебными актами, заявителю направляется стандартный ответ с разъяснением порядка обжалования судебных актов, а также разъяснением положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.07.2011 № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко» в части невозможности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в случае, если соответствующий судебный акт не был пересмотрен судом вышестоящей инстанции.

Направление такого ответа заявителю, тем не менее не освобождает апелляционный суд от обязанности дать в Верховный Суд Российской Федерации (Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации) развернутый мотивированный ответ по всем доводам обращения с приложением всех запрашиваемых материалов и документов в случае, если запрос (поручение) о рассмотрении обращения направляется в апелляционный суд Верховным Судом Российской Федерации (Судебным Департаментом при Верховном Суде Российской Федерации).

Ответ на обращение не дается в случае получения письменного обращения без подписи обратившегося и без обратного почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ.

Информация о деятельности апелляционного суда не представляется в случаях, перечисленных в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Ответ по существу приведенных в обращении доводов не дается и в тех случаях, когда оно не поддается прочтению, содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, о чем сообщается гражданину, направившему обращение.

Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем, и его рассмотрение по существу не относится к компетенции апелляционного суда, такое обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Если ответ по существу поставленного вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в апелляционный суд.

1.9. Направление обращений на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых обжалуются, запрещается.

Проверка обращений на действия председателя апелляционного суда проводится по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации их заместителями, судьями и работниками аппарата Верховного Суда Российской Федерации либо председателями арбитражных судов вышестоящих инстанций.

1.10. Должностное лицо апелляционного суда, неправомерно отказывающее в приеме или рассмотрении обращения, препятствующее подаче обращения, подвергающее заявителя преследованию и допускающее другие нарушения действующего законодательства в работе с обращениями, привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В случае если при проверке будет установлено, что обращение содержит заведомо ложные сведения, председатель апелляционного суда вправе обратиться в соответствующие органы о привлечении заявителя к ответственности согласно действующему законодательству.

1.11. Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же заявителя по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем ему сообщалось, а в последнем его обращении новые доводы или обстоятельства не содержатся, заявителю сообщается о прекращении проверок по таким обращениям. При наличии в обращении ссылок на новые (дополнительные) обстоятельства проверка проводится в установленном порядке.

Решение  о  прекращении  переписки  принимается  председателем апелляционного суда.

В случае принятия решения о прекращении переписки обращения, поступающие в дальнейшем в бумажном виде, возвращаются заявителю без рассмотрения, поступившие в электронном виде - заявителю не возвращаются, а списываются в номенклатурное дело.

2. Порядок рассмотрения обращений

2.1. Председатель   апелляционного   суда   поручает   проверку изложенных в обращениях обстоятельств в зависимости от их характера, заместителям председателя апелляционного суда, председателям судебных составов, судьям, администратору апелляционного суда, руководителям структурных подразделений, работникам апелляционного суда.

Если обращение было направлено одновременно в адрес апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации (Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации), в течение 14 дней со дня его поступления апелляционный суд обязан по результатам рассмотрения представить в Верховный Суд Российской Федерации (Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации) информацию о проведенной проверке и копию ответа заявителю.

2.2. По решению председателя апелляционного суда в необходимых случаях может создаваться комиссия для рассмотрения обращения.

Обращения на действия судей председатель апелляционного суда рассматривает лично или поручает их рассмотрение своим заместителям.

2.3. Обращение считается рассмотренным, если по поставленным в нем вопросам приняты необходимые меры, заявителю дан ответ в письменной форме либо, при его согласии, по факсимильной связи, электронной почте, по телефону, либо устно на личном приеме. В случаях, когда заявитель письменно снимает с рассмотрения поставленные им вопросы (отзывает поданное заявление), то подлинник обращения возвращается заявителю без рассмотрения с сопроводительным письмом, составляется соответствующая справка, которая приобщается к копии обращения и списывается по номенклатуре.

Текст письма-ответа печатается на бланке суда с угловым расположением штампа апелляционного суда, шрифтом Times New Roman, размером 14.

Ответы на обращения подписывают председатель апелляционного суда, либо по его поручению его заместители.

2.4. Рассмотрению обращения, как правило, предшествует проверка содержащихся в нем доводов, которую проводит исполнитель (члены комиссии) в соответствии с настоящим Положением.

2.5. Поручения о проведении проверок по обращению могут даваться Пятому арбитражному апелляционному суду органами судейского сообщества, в частности, квалификационными коллегиями судей.

2.6. При проведении проверки исполнитель (члены комиссии) на основании поручения председателя апелляционного суда о рассмотрении обращения вправе знакомиться с имеющимися в суде документами, снимать с них копии, делать выписки, получать необходимые объяснения от судей, работников аппарата суда и иных лиц, запрашивать информацию в других организациях, консультироваться со специалистами в той или иной области действующего законодательства.

Председатель апелляционного суда или уполномоченное им лицо в соответствии с поручением Верховного Суда Российской Федерации (Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации) обязан (обязано) предоставить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в сроки, установленные в поручении, либо согласно действующему законодательству - в течение 15 дней. Документы и материалы, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, направляются в Верховный Суд Российской Федерации (Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации) в установленном для такой корреспонденции порядке.

Исполнитель или члены комиссии должны проявлять тактичность, вежливость, уважительное отношение к собеседникам. Лицам, принимающим участие в работе с обращениями, запрещается разглашать ставшие им известными сведения об обстоятельствах личной жизни граждан и иную конфиденциальную информацию, а также сведения, содержащиеся в обращении, без согласия заявителя.

Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении на действия судей и работников аппарата апелляционного суда, на чьи действия поступила жалоба, его направление председателю апелляционного суда, на действия судей и работников которого поступила жалоба, в вышестоящий арбитражный суд, государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Проверка должна проводиться объективно и всесторонне, охватывать все обстоятельства, изложенные в обращении.

Лицо, в отношении которого проведена проверка, должно быть ознакомлено с ее результатами и вправе изложить в письменной форме свое мнение относительно результатов проверки.

По окончанию проверки ее материалы с выводами исполнителя (членов комиссии), предложениями и проектом ответа заявителю докладываются председателю апелляционного суда.

2.7. Если в обращении приводятся доводы и обстоятельства разрешенного судом дела и оспариваются решения и выводы суда,
которые в установленном законом процессуальном порядке могут быть рассмотрены только вышестоящими судебными инстанциями, то обращение возвращается заявителю в течение семи дней со дня его регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного акта.

При признании доводов, содержащихся в обращении, несостоятельными заявителю направляется ответ с обоснованием и оценкой каждого его довода, со ссылками на материалы проверки и нормы действующего законодательства за исключением доводов, требующих пересмотра судебных актов.

В случае признания доводов заявителя обоснованными (полностью или частично) в ответе делается ссылка на обстоятельства, подтвержденные проверкой, и сообщается о принятых по ним мерах. В таком случае председатель апелляционного суда принимает соответствующие меры в отношении лиц, допустивших те или иные нарушения и упущения в работе, а также меры организационного характера по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

2.8. В зависимости от характера нарушения и степени виновности судьи, допустившего его, председатель апелляционного суда может ограничиться беседой с ним, либо вынести этот вопрос на совещание судей или на заседание Президиума Пятого арбитражного апелляционного суда.

При установлении факта совершения судьей дисциплинарного проступка председатель апелляционного суда вправе внести представление в соответствующую квалификационную коллегию судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

О всех фактах внесения представлений в квалификационную коллегию судей о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и результатах их рассмотрения председатель апелляционного суда незамедлительно информирует Верховный Суд Российской Федерации.

2.9. В зависимости от характера нарушения и степени виновности работника аппарата апелляционного суда, допустившего его, председатель апелляционного суда, его заместители могут ограничиться беседой с ним или вынести этот вопрос на совещание работников аппарата апелляционного суда.

При установлении факта совершения работником аппарата дисциплинарного проступка председатель апелляционного суда вправе принять решение о наложении на такого работника дисциплинарного взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

2.10. Обобщенные сведения по всем фактам привлечения работников аппарата к дисциплинарной ответственности сообщаются в информации (отчете) по итогам работы за соответствующий год.

Сведения об основных показателях, характеризующих работу по рассмотрению обращений в апелляционный суд, могут быть размещены на сайте суда.

2.11. По результатам рассмотрения обращения, содержащего запрос о деятельности суда ответ дается с учетом положений Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а именно: обратившемуся предоставляется информация либо направляется мотивированный ответ, а в случае если эта информация опубликована в средствах массовой информации либо размещена в сети Интернет, в ответе суд указывает название, дату выхода и номер средства массовой информации, в котором она опубликована, и (или) электронный адрес официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

2.12. В случае поступления  в  апелляционный  суд обращения, содержащего просьбу об  оказании  юридической  помощи  или
консультации по правовому вопросу, заявителю направляется ответ о том, что компетенцией апелляционного суда, установленной Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», не предусмотрено ведение с юридическими лицами и гражданами переписки консультативного характера по вопросам применения норм действующего законодательства.

2.13. Информация о внепроцессуальных обращениях в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте апелляционного суда в информационно - телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке.

2.14. В случае поступления в Пятый арбитражный апелляционный суд письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте Пятого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

Служебные проверки по внепроцессуальным обращениям не проводятся. В ответе на такое обращение председатель апелляционного суда сообщает заявителю о размещении информации на официальном сайте апелляционного суда.
 
3. Сроки рассмотрения обращений  

3.1. Обращения рассматриваются в течение 30 дней, за исключением обращений, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Такие обращения рассматриваются в  7-дневный срок.

Обращение, поступившее в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», должно быть рассмотрено на основании статьи 40 названного Закона в 7-дневный срок со дня получения, в те же сроки обратившемуся предоставляются сведения, запрашиваемые в данном обращении. Уведомление об отказе либо об отсрочке в предоставлении запрашиваемой информации, в частности, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, направляется представителю редакции в 3-дневный срок со дня получения письменного запроса.

3.2. Началом срока рассмотрения обращения считается день его регистрации в апелляционном суде.                                          Окончанием срока рассмотрения обращения считается: 

дата резолюции председателя суда либо его заместителя о согласии с предложениями исполнителя (членов комиссии) по обращению, если проверка   назначалась   по   поручению   председателя   суда   или   его заместителя;

дата направления письменного ответа с изложением принятого по обращению решения.

В случае, когда окончание срока приходится на выходной или праздничный день, днем окончания срока рассмотрения считается первый рабочий день, следующий за выходным (праздничным) днем.

3.3.  Если для рассмотрения и разрешения обращения необходимы проведение сложной проверки, истребование дополнительных документов, изучение материалов судебных дел, находящихся в вышестоящих судах, сроки могут быть продлены не более чем на 30 дней.

Срок рассмотрения обращения, в котором содержится запрос о предоставлении информации о деятельности апелляционного суда, может быть продлен не более чем на 15 дней  от  установленного законом срока с обязательным уведомлением заявителя о причинах такой задержки   в течение 7 дней со дня регистрации его обращения.

Срок рассмотрения обращения продлевается председателем апелляционного суда или его заместителем.

Срок проверки доводов обращения по поручению Верховного Суда Российской Федерации продлевается по решению должностного лица Верховного Суда Российской Федерации, направившего поручение.

О продлении срока рассмотрения обращения сообщается заявителю.

3.4. Если председателю апелляционного суда или исполнителю, рассматривающему обращение, станет известно о проводимом органами следствия расследовании или прокурорской проверки по изложенным в обращении фактам, до завершения которых не представляется возможным дать обоснованный ответ заявителю, то материалы по решению председателя апелляционного суда или его заместителя, остаются на контроле до момента завершения следствия, либо прокурорской проверки.

В случае если на момент рассмотрения обращения судебное дело находится в суде вышестоящей инстанции и не представляется возможным дать обоснованный ответ заявителю, по решению председателя апелляционного суда или его заместителя обращение остается на контроле до возвращения дела в апелляционный суд. О принятом решении уведомляется лицо, направившее обращение.