Новое в законодательстве и судебной практике на 13.06.2013

1. Федеральный Закон от 7 июня 2013 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Арбитражные суды: уточнена подведомственность.

Уточнена подведомственность арбитражным судам дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Арбитражные суды рассматривают в т. ч. дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Закреплено, что данные дела рассматриваются арбитражным судом только в том случае, если это отнесено к его компетенции федеральным законом.

Этот подход основан на Законе об арбитражных судах. Он устанавливает, что указанные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, отнесенные к их компетенции Конституцией РФ, названным законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

2. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекc Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Земельные участки, предоставленные государственным или муниципальным учреждениям и казенным предприятиям, будут изыматься в упрощенном порядке.

Поправки касаются принудительного прекращения права на земельный участок в случае его ненадлежащего использования. Речь идет о правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды.

Уточнены основания и порядок такого прекращения. Согласно поправкам причинами изъятия земли могут стать: грубое нарушение правил рационального использования земли (в том числе не по целевому назначению либо приводящее к существенному снижению плодородия с/х земель или значительному ухудшению экологической обстановки); порча земель; непроведение рекультивации, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнение обязанности привести земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Участок, предназначенный для с/х производства либо жилищного или иного строительства, могут изъять, если он не используется в этих целях в течение 3-х лет. Причем в этот период не включается время, необходимое для освоения участка.

Исключено такое основание изъятия участка, как систематическая неуплата земельного налога.

Изъятию участка во всех случаях должна предшествовать выдача предписания об устранении нарушений.

Вводится внесудебный порядок изъятия нерадиво используемых земель у государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий.

Соответствующее решение будет принимать исполнительный орган госвласти (орган местного самоуправления). В таком же порядке изымают земли, ранее предоставленные унитарным предприятиям в постоянное пользование. Это не касается государственных академий наук и подведомственных им учреждений. Уточняется срок подачи властями в Росреестр пакета документов для госрегистрации прекращения права на участок. На это отводится 10 дней после вступления в силу решения суда об изъятии участка (или принятия такого решения соответствующими властями).

Если в ЕГРП нет сведений о прекращенных правах, власти должны сообщить о прекращении прав на участок налоговым органам и в Росреестр в 7-дневный срок.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.

 

3. Федеральный закон от 07.06.2013 N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ".

Подписан Закон, направленный на установление единых требований и условий формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе.

Так, в частности, Федеральным законом исключены положения Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в соответствии с которыми нахождение в кадровом резерве считается гражданской службой.

Предусмотрено, что конкурс для замещения должности государственной гражданской службы не проводится при назначении на должность гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе. Ранее было установлено, что конкурс не проводится при назначении на должность гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Установлено дополнительное основание исключения из кадрового резерва в связи с решением аттестационной комиссии о несоответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы.

Исключены нормы, согласно которым к гражданскому служащему может быть применено дисциплинарное взыскание в виде освобождения его от замещаемой должности с включением в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

 

4. Федеральный закон от 07.06.2013 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг может быть расторгнут в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения.

В Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" включена новая статья 19.2, устанавливающая процедуру расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.

Необходимость включения данной нормы вызвана тем, что действующая редакция указанного Федерального закона предусматривает случаи расторжения контракта исключительно по соглашению сторон или по решению суда.

Вместе с тем гражданское законодательство предусматривает возможность расторжения контрактов в одностороннем порядке в случаях нарушения существенных условий контракта.

Исключение такой возможности с учетом порядка размещения заказа, а также специфики бюджетного процесса привело к невозможности в ряде случаев быстро и эффективно осуществлять функции и полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации федеральных и региональных целевых программ.

 

5. Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2013 г. N ВАС-3797/13.

Нужна ли подпись должностного лица налогового органа на требовании об уплате налога?

Проверена законность акта, которым были утверждены формы документов, применяемых налоговыми органами.

Речь идет о форме требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа; документа о выявлении недоимки.

Также это формы иных документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему.

Данные формы применялись до 04.01.2013. Затем вместо них были введены новые формы аналогичных документов.

Заявитель сослался на то, что оспариваемый акт не был официально опубликован полностью, т. е. со всеми приложениями.

Кроме того, форма требования об уплате налога не предусматривает, что его подписывает должностное лицо налогового органа (в новой форме также нет соответствующей графы).

ВАС РФ пришел к выводу о том, что акт законен, и пояснил следующее. Оспариваемый акт был опубликован в "Российской газете" без приложений. В то же время в тексте имелась ссылка на сайт ФНС России, где они размещены. Подобное не свидетельствуют о том, что оспариваемый акт был официально опубликован в полном объеме.

Вместе с тем имелось указание на возможность ознакомиться с приложениями на сайте ФНС России, т. е. на общедоступном официальном источнике информации. Следовательно, право на получение сведений не нарушено. Также несостоятельна ссылка на то, что форма требования об уплате налога незаконна, поскольку не содержит такой реквизит, как подпись руководителя (должностного лица) налогового органа.

НК РФ не предусматривает, что в подобном требовании обязательно должен быть такой реквизит.

Это обстоятельство не меняет правовую природу требования как ненормативного акта, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности.

Соответственно, отсутствие такой подписи в требовании не может служить для суда основанием для отказа в проверке его законности и обоснованности.

Сервис временно не доступен