Новое в законодательстве и судебной практике на 05.07.2013

1. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Банкротство застройщиков: что нового?

Внесены поправки в Закон о несостоятельности (банкротстве).

В частности, обновлен порядок погашения текущих платежей и требований кредиторов I и II очереди к застройщику для обеспечения возможности передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений.

Участник строительства и (или) третье лицо, желающие погасить требования кредиторов, теперь направляют соответствующее заявление в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, и арбитражному управляющему.

Арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты поступления заявления представляет в суд и заявителю расчет суммы, необходимой для погашения задолженности по текущим платежам и требований кредиторов. При этом она рассчитывается в определенном порядке на дату направления заявления о намерении в суд.

Арбитражный управляющий на основании определения суда об удовлетворении заявления о намерении открывает в кредитной организации отдельный счет должника, предназначенный только для погашения требований (специальный банковский счет).

Требования кредиторов погашаются в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу определения суда о передаче участникам объекта незавершенного строительства или жилых помещений.

По истечении этого срока заявитель направляет в суд заявление о признании погашенными требований кредиторов и о включении его требований в реестр их требований, о переходе права требования по текущим платежам.

При несоответствии осуществленного погашения определению об удовлетворении заявления о намерении суду предоставлено право отложить (не более чем на 30 дней) рассмотрение названного вопроса.

Уточнены порядок погашения требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства/жилых помещений, а также процедура раскрытия информации, предусмотренной законом.

Поправки вступают в силу по истечении 30 дней после официального опубликования, за исключением некоторых положений.

 

2. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях".

Промышленная безопасность: сняты излишние административные барьеры и усовершенствован порядок рассмотрения дел о нарушениях в этой сфере.

Поправки касаются проведения экспертизы промышленной безопасности.

Ранее заключение такой экспертизы рассматривалось и утверждалось Ростехнадзором. Данное требование на практике выступало необоснованным административным барьером и служило источником дополнительных финансовых расходов для бизнеса. Поправки заменяют процедуру утверждения Ростехнадзором заключений экспертизы включением их в специальный реестр без оценки их содержания. Ведет реестр названная Служба. Заключение можно использовать с момента внесения записи в реестр.

Уточняется порядок проведения экспертизы. Экспертным организациям запрещается проводить экспертизу принадлежащих им объектов. Аналогичный запрет распространен на работающих в этой организации экспертов.

Закрепляется правовой статус эксперта в области промышленной безопасности. Устанавливается административная и уголовная ответственность за дачу заведомо ложного заключения. При этом эксперты несут административную ответственность как должностные лица.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области безопасности гидротехнических сооружений, а также градостроительной деятельности увеличивается с 2 месяцев до 1 года.

Уточняется перечень должностных лиц органов государственного энергетического надзора, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Предусматривается возможность проведения административного расследования правонарушений в области безопасности гидротехнических сооружений и при использовании атомной энергии, надежности и безопасности в электроэнергетике, а также в сфере градостроительной деятельности.

Уточняется процедура обжалования решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях, по которым в качестве наказания установлено предупреждение и (или) административный штраф и размер назначенного штрафа не превышает для юрлиц 100 тыс. руб., а для физлиц (ИП) - 5 тыс. руб. Такие решения после апелляции можно обжаловать в кассацию, только если судом нарушены нормы процессуального права.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, однако основная часть его положений вводится в действие с 1 января 2014 г.

 

3. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Уточнены основания привлечения судей к дисциплинарной ответственности и расширен перечень возможных санкций.

Закон принят в целях реализации позиции Конституционного Суда РФ (постановление от 20 июля 2011 г. N 19-П). Тот указал, что целесообразно установить более широкий перечень видов дисциплинарных санкций, уточнить составы дисциплинарных проступков, а также основания привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Закон уточняет понятие дисциплинарного проступка. Под ним понимается виновное действие (бездействие) при исполнении служебных обязанностей, а также во внеслужебной деятельности, которое нарушает закон и (или) кодекс судейской этики, что влечет умаление авторитета судебной власти и причиняет ущерб репутации судьи.

Перечень возможных дисциплинарных взысканий (предупреждение, досрочное прекращение полномочий) дополнен замечанием. При назначении взыскания учитываются характер проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, степень нарушения его действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Замечание выносят при малозначительности проступка, когда можно ограничиться устным порицанием. В более серьезных случаях (например, если ранее судья уже подвергался взысканию) делают предупреждение. Досрочное прекращение полномочий рассматривают как крайнюю меру воздействия за несовместимые с высоким званием судьи существенные, виновные нарушения. К ним в том числе отнесены проступки, приведшие к искажению принципов судопроизводства или грубому нарушению прав участников процесса. При этом они должны свидетельствовать о невозможности судьи продолжать исполнять свои полномочия. Кроме того, факт такого проступка должен быть установлен судебным актом вышестоящей инстанции или актом, принятым по заявлению о затягивании процесса.

Вводится срок давности привлечения судей к дисциплинарной ответственности (6 месяцев со дня выявления проступка и 2 года со дня его совершения).

Предусмотрена возможность обжаловать решение о наложении дисциплинарного взыскания (предупреждения или замечания) в суд.

Уточнены основания и порядок прекращения отставки судьи. Так, причиной утраты статуса судьи в отставке могут стать допущенные им еще при исполнении полномочий судьи нарушения, если они являются основанием для досрочного прекращения полномочий судьи и по ним не истек срок давности.

Прекратить отставку могут и в случае существенного, виновного, несовместимого с высоким званием судьи нарушения закона и (или) кодекса судейской этики, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти.

 

4. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 175-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Перерасчет отдельных судейских выплат: получаемая сумма не должна быть ниже уровня, установленного до 1 января 2013 г.

Поправки касаются перерасчета отдельных выплат судьям и членам их семей.

Речь идет о ежемесячном пожизненном содержании судьи, пребывающего в отставке, о надбавке к ежемесячному денежному вознаграждению судьи, продолжающего работать, а также о ежемесячном возмещении нетрудоспособным членам семьи умершего (погибшего) судьи.

Предусмотрено, что размер указанных выплат при их перерасчете не может быть меньше уровня, установленного до 1 января 2013 г.

Закон вступает в силу с момента официального опубликования.

 

5. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 174-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан".

Устранено неравенство в пенсионном обеспечении членов семьи судьи, умершего не в связи со служебной деятельностью.

Поправки касаются пенсионного обеспечения членов семьи судьи (в том числе в отставке) в случае его гибели (смерти).

Речь идет о нетрудоспособных членах семьи, которые находились на иждивении судьи. Им положено ежемесячное обеспечение, если гибель (смерть) судьи была связана с его служебной деятельностью. В противном случае ранее они могли претендовать лишь на пенсию по случаю потери кормильца.

Конституционный Суд РФ (постановление от 19 ноября 2012 г. N 27-П) признал такое положение вещей не соответствующим Конституции РФ.

Действующее законодательство не обеспечивало надлежащую соцзащиту указанным членам семьи, если судья умер (погиб) по причинам, не связанным со служебной деятельностью. Им не было гарантировано пенсионное обеспечение в размере, который соотносился бы с утраченным доходом семьи в виде зарплаты (пожизненного содержания) судьи. Более того, указанные лица были поставлены в худшее положение, нежели члены семьи иного умершего кормильца (не судьи). Дело в том, что пенсия по случаю потери кормильца напрямую зависит от взносов в ПФР, которые уплачивались за него в период работы (иной деятельности). Между тем на зарплату судей взносы не начисляются. В случае смерти судьи размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определялся безотносительно к его зарплате (т. е. устанавливался в минимальной базовой величине).

Поправки исправляют это неравенство. Согласно им указанным членам семьи выплачивается по их выбору либо трудовая пенсия по случаю потери кормильца, либо часть ежемесячного пожизненного содержания судьи-кормильца. Размер последней зависит от количества иждивенцев: при наличии одного - 40%; двух и более - из 100% ежемесячного пожизненного содержания вычитается доля, приходящаяся на самого судью, и полученное делится на всех иждивенцев поровну. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания работавшего судьи исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных им в этом качестве, независимо от его возраста на день гибели (смерти).

Вопрос о связи гибели (смерти) судьи с исполнением им служебных обязанностей решает соответствующая квалификационная коллегия судей.

Устанавливаются основания признания иждивенцев нетрудоспособными и условия прекращения выплат.

Кроме того, в отношении судей, умерших (погибших) не в связи со служебной деятельностью, предусмотрено преобразование их пенсионных прав, приобретенных за периоды работы, в которые они не подлежали обязательному пенсионному страхованию, в расчетный пенсионный капитал.

Это позволит устранить вышеописанное неравенство в уровне пенсионного обеспечения нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего) судьи.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2012 г., и касаются в том числе членов семей судей, погибших (умерших) до вступления в силу данного Закона.

 

6. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Штрафы за нарушение правил водопользования и охраны атмосферного воздуха выросли почти в 10 раз!

Усилена ответственность должностных лиц, ПБОЮЛ и организаций за нарушения правил водопользования и охраны атмосферного воздуха.

Величина штрафа за нарушение порядка водопользования при заборе воды, без ее изъятия и при сбросе сточных вод в водные объекты выросла почти в 10 раз. Так, штрафы для должностных лиц варьируются от 10 до 20 тыс. руб., для ПБОЮЛ - от 20 до 30 тыс. руб. (ранее - от 1,5 до 2 тыс. руб.), для юрлиц - от 80 до 100 тыс. руб. (прежде - от 10 до 20 тыс. руб.).

Также значительно увеличены штрафы за выброс вредных веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Так, штраф для должностных лиц составляет от 40 до 50 тыс. руб., ПБОЮЛ - от 30 до 50 тыс. руб., юрлиц - от 180 до 250 тыс. руб. За эти же деяния, совершенные с нарушением условий указанного спецразрешения, должностным лицам грозит штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб., ПБОЮЛ - от 30 до 50 тыс. руб., юрлицам - от 80 до 100 тыс. руб.

 

7. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Официальный статучет и использование электронной подписи: поправки к законодательству.

Скорректированы Законы об официальном статучете, о госзакупках, об электронной подписи.

Введен термин "национальные счета". Под ним понимается совокупность балансовых таблиц и методов их составления, обеспечивающая формирование официальной статинформации о ВВП и других макроэкономических показателях.

Методология составления национальных счетов разрабатывается и утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Статья о гарантиях защиты первичных данных форм федерального статнаблюдения изложена в новой редакции.

Закреплено, что получение какими-либо субъектами первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статучета не допускается. Это возможно только целях, связанных с формированием официальной статинформации. Требовать указанные данные нельзя.

Предусмотрено, что первичные статистические данные обрабатываются при условии обязательного обезличивания персональных данных субъектами официального статучета.

То же касается административных данных, доступ к которым ограничен федеральными законами.

В Законе о госзакупках термин "электронная цифровая подпись" заменен на "усиленная электронная подпись".

В Законе об электронной подписи закреплено следующее.Документ может быть подписан электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки, выданном в соответствии с Законом об электронной цифровой подписи. Согласно поправкам, он в течение срока действия сертификата, но не позднее 31.12.2013 признается документом, подписанным квалифицированной электронной подписью.

Если нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 01.07.2013, предусмотрено использование электронной цифровой подписи, то используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Поправки к Закону об официальном статучете вступают в силу со дня их официального публикования, прочие - с 01.07.2013.

 

8. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Информацию о внепроцессуальных обращениях к судьям будут предавать гласности.

Цель поправок - установить дополнительные меры по обеспечению независимости судей.

Запрещено внепроцессуальные обращения к судье по делу, находящемуся в его производстве, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда.

Внепроцессуальным считается письменное или устное обращение, поступившее от не являющегося участником судебного разбирательства госоргана, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица либо гражданина в случаях, не установленных законодательством. Это также обращение участников разбирательства в не предусмотренной процессуальным законодательством форме.

Информация о внепроцессуальных обращениях предается гласности и доводится до сведения участников судебного разбирательства путем размещения на официальном сайте суда. Она не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делу. А ее наличие само по себе не рассматривается как основание для отвода судьи.

Изменения затронули законы, посвященные статусу судей, обеспечению доступа к информации о деятельности судов, а также УПК РФ (уделено особое внимание независимости судей), КоАП РФ, АПК РФ и ГПК РФ.

 

9. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Когда и как гражданин может ознакомиться с материалами прокурорской проверки?

Внесены поправки в Закон о прокуратуре.

В силу закона прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Уточнены такие случаи и порядок.

Гражданин может ознакомиться с материалами проверки по решению прокурора, в производстве которого они находятся, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения соответствующего обращения. Условие - эти материалы непосредственно затрагивают права и свободы обратившегося.

При этом гражданин не сможет получить документы, если они содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки (или отказе в этом) принимается в течение 10 дней с момента обращения. При отказе гражданину разъяснят право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

 

10. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

С 1 января 2014 г. вводится обязательное досудебное урегулирование всех налоговых споров.

Приняты поправки к НК РФ. Ими с 1 января 2014 г. вводится обязательное досудебное обжалование всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Ранее обязательная досудебная процедура обжалования была предусмотрена только в отношении решений о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения (отказе в этом), принятых по результатам налоговых проверок. Поправки закрепляют достаточно оперативную, менее формализованную и затратную процедуру рассмотрения налоговых споров по сравнению с судебной. Согласно им жалоба подается в налоговый орган, издавший акт. Тот направляет ее в вышестоящую инстанцию (в порядке подчинения). Обратиться с жалобой можно в течение года со дня вынесения решения (или с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав).

Срок рассмотрения жалобы ограничен 15 днями с момента получения (на решения по результатам проверок - 1 месяцем, как и ранее). При необходимости его могут продлить еще не более чем на столько же.

В ходе рассмотрения жалобы (но только до момента принятия решения) можно представлять дополнительные документы в подтверждение своих доводов. Предусмотрена возможность оспорить принятое по жалобе решение в вышестоящий налоговый орган или в суд. При этом срок обжалования в ФНС России установлен такой же, как и для обращений в суд, - 3 месяца с момента вынесения решения по жалобе.

Одновременно увеличен до 1 месяца срок апелляционного обжалования налогоплательщиками решений о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения (отказе в этом), принятых по результатам налоговых проверок. Прежний срок (10 дней с момента вручения, а в отношении решений по результатам выездной проверки КГН - 20 дней) недостаточен для подготовки мотивированной жалобы.

Исключительно судебная процедура обжалования закрепляется для ненормативных актов, принятых ФНС России, а также действий или бездействия ее должностных лиц.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.

 

11. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Рыбоводство урегулировали отдельным федеральным законом.

Принят Закон об аквакультуре (рыбоводстве) и внесении изменений в отдельные акты.

В частности, прописаны требования к содержанию договора пользования рыбоводным участком. Одно их них - обязательства рыбоводного хозяйства предоставлять отчетность об объемах выпуска и изъятия объектов аквакультуры.

Срок договора - от 5 до 25 лет. По требованию собственника рыбоводного участка он может быть расторгнут досрочно. Это возможно в случаях использования участка с нарушением требований законов или неосуществления рыбоводным хозяйством деятельности, предусмотренной договором, в течение 2 лет подряд.

Договор заключается по результатам торгов. Исключение - некоммерческие рыбоводные хозяйства, занимающиеся сохранением водных биоресурсов. Они заключают безвозмездный договор без проведения торгов. Передача, уступка прав по договору не допускаются.

Закон вступает в силу с 01.01.2014, за исключением положений, для которых установлен иной срок.

 

12. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".

Расширены возможности выкупа малым и средним бизнесом арендуемой недвижимости.

Поправки направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства. Их основная часть касается выкупа арендованной недвижимости, находящейся в региональной и муниципальной собственности, указанными субъектами.

Сняты ограничения на максимальный размер площади арендуемых помещений, планируемых к приватизации. Право на преимущественный выкуп предоставляется на помещения, арендуемые не менее 2-х лет по состоянию на 1 июля 2013 г.

Разрешен выкуп помещений, запрещенных к приватизации и предназначенных для оказания имущественной поддержки малому и среднему бизнесу, если лицо арендует это имущество по состоянию на 1 сентября 2012 г. не менее 5 лет и оно включено в перечень таких помещений также не менее 5 лет. Те, кому ранее было отказано в выкупе по вышеназванным причинам (несоответствие площади, срока аренды, запрет на выкуп) могут повторно обратиться с заявлением о выкупе (кроме случаев, когда имущество выставлено на торги или унитарным предприятием заключен договор о его отчуждении).

Также субъекты малого и среднего бизнеса могут обжаловать установленную оценщиком рыночную стоимость объекта недвижимости. При этом на время обжалования срок заключения договора купли-продажи данного объекта приостанавливается.

При приобретении имущества в рассрочку ее минимальный срок составляет 3 года.

Действие льготного периода приватизации недвижимости продлено еще на 2 года - до 1 июля 2015 г.

Поправки распространяют возможность заключать на новый срок без проведения конкурсов или аукционов на все договоры аренды субъектами малого и среднего бизнеса государственного или муниципального имущества, а не только на заключенные до 1 июля 2008 г.

Власти могут устанавливать льготы по аренде для субъектов малого и среднего бизнеса, занимающихся не только социально значимыми, но и иными приоритетными видами деятельности.

Расширен перечень объектов инфраструктуры, необходимых для поддержки малого и среднего бизнеса. В него включены промышленные и индустриальные парки, центры трансфера технологий, коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию и др.

Предусмотрены субсидии госфондам поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2013 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

 

13. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Очередной блок поправок к ГК РФ: про неделимые вещи, ценные бумаги, защиту чести и достоинства и охрану частной жизни гражданина.

Принят очередной блок изменений в ГК РФ. На этот раз они касаются объектов гражданских прав.

Согласно поправкам объектами гражданских прав являются вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество (в т. ч. безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права), результаты работ и оказание услуг. Кроме того, к объектам гражданских прав относятся интеллектуальная собственность и нематериальные блага.

Конкретизируется определение неделимой вещи. Закрепляется, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без ее разрушения (повреждения) или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой и в том случае, если она имеет составные части. Последние могут заменяться, если при этом сохраняются существенные свойства вещи. Взыскание допускается обращать на неделимую вещь только в целом. Однако закон или судебный акт могут устанавливать возможность выделения из вещи ее составной части, в т. ч. в целях продажи ее отдельно.

Вводится понятие единого недвижимого комплекса. К таким объектам применяются правила о неделимых вещах.

Закреплено, что плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, принадлежат ее собственнику независимо от того, кто использует такую вещь (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений).

Ранее по общему правилу именно лицо, использующее вещь на законном основании (например, арендатор), имело право на указанные плоды, продукцию и доходы.

Существенные изменения касаются ценных бумаг. Так, прописан порядок защиты нарушенных прав на бездокументарные ценные бумаги, последствия истребования последних и утраты учетных записей, удостоверяющих эти права. Акционерные общества, являющиеся держателями реестров акционеров этих АО, обязали передать ведение реестра лицу, имеющему соответствующую лицензию. На исполнение этого требования отводится 1 год с момента вступления в силу данных поправок.

Часть изменений касается защиты нематериальных благ. В частности, устанавливается, что сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, должны быть опровергнуты тем же путем, каким они были распространены, или иным аналогичным способом. Лицу предоставляется право требовать удаления соответствующей информации вплоть до изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации материальных носителей. Это возможно, если опровержение нельзя донести до всеобщего сведения. Установлен срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением в СМИ не соответствующих действительности сведений, - 1 год со дня их опубликования.

Также вводится отдельная статья об охране частной жизни гражданина. Она не допускает без согласия лица сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом). Неправомерным является и использование указанных сведений при создании произведений науки, литературы и искусства, если это нарушает интересы гражданина. Прописан механизм удаления информации о частной жизни гражданина, полученной с нарушением закона.

Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2013 г.

 

14. Обзор Президиума ВАС РФ от 1 мая 2013 г. "Постановления Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права (на основе публикаций на сайте ВАС РФ в мае 2013 г.).

Обзор судебной практики ВАС РФ по вопросам частного права за май 2013 г.

Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права включает в себя выдержки из решений, опубликованных на официальном сайте ВАС РФ в мае 2013 г.

С кратким содержанием рассмотренных в обзоре Постановлений можно ознакомиться в аннотациях к соответствующим документам.

Сервис временно не доступен