Новое в законодательстве и судебной практике на 05.12.2013

Новое в законодательстве и судебной практике на 05.12.2013

 

1. Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".

С 1 января 2014 года за нарушение условий контракта на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд будет взиматься неустойка.

Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок", вступающим в силу (за исключением отдельных положений) с 1 января 2014 года, предусматривается ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом в виде уплаты неустойки (штрафа, пени).

В целях реализации положений названного закона утверждены Правила, положениями которых устанавливается порядок определения размера штрафа и пени для случаев нарушения исполнения стороной контракта принятых обязательств.

Согласно документу размер штрафа должен определяться в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к цене контракта.

Так, например, определено, что заказчиками в контракте могут устанавливаться, в частности, следующие размеры штрафов: от 10 до 15 процентов, в случае если цена контракта составляет от 3 до 5 млн рублей; не более одного процента, если цена контракта превышает 100 млн рублей.

За нарушение обязательств заказчиком размеры штрафов могут составлять в том числе: от 3 до 2,5 процентов, если цена контракта не превышает 3 млн рублей; от 1 до 0,5 процента, если цена контракта превышает 100 млн рублей.

Кроме того, устанавливается формула для расчета суммы пени для случаев просрочки исполнения обязательств по контракту (расчет производится исходя из цены контракта, стоимости фактически исполненных обязательств и размера ставки, учитывающей количество дней просрочки исполнения обязательств).

 

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства".

Арбитражным судам даны разъяснения по некоторым вопросам, возникающим у них в процессе рассмотрения дел, связанных с применением таможенного законодательства.

При рассмотрении указанной категории дел арбитражным судам рекомендовано руководствоваться, в частности, следующим:

при возникновении коллизии между нормами таможенного законодательства Таможенного союза, состоящего из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, а также решений Евразийской экономической комиссии, и нормами законодательства РФ, применению подлежат нормы таможенного законодательства Таможенного союза;

при рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа, влияющее на исчисление таможенных платежей, решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога. При этом необходимо принимать во внимание, что указанные имущественные требования могут быть заявлены в суд и в том случае, если к моменту обращения заявления названные решения таможенного органа были отменены в порядке ведомственного контроля;

указание декларантом или его представителем в таможенной декларации неверного кода по ТН ВЭД ТС, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности, определенной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ;

при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.5 КоАП РФ, следует иметь в виду, что под перемещением товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля понимается физическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами данных границ. В случае перемещения в рамках одной поставки (то есть в одно и то же время одним и тем же лицом) без разрешения таможенного органа через указанные границы нескольких групп товаров и (или) транспортных средств, на каждую из которых имеются отдельные сопроводительные документы, действия нарушителя подлежат квалификации как одно правонарушение независимо от того, имеются ли документы на поставку в целом;

при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.11 или частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ, судам следует учитывать, что субъектом таких правонарушений может являться не только лицо, фактически осуществившее действия, перечисленные в диспозициях приведенных норм, но и перевозчик, не исполнивший обязанностей, определенных пунктами 2 и 3 статьи 223 ТК ТС, по обеспечению сохранности средств идентификации и недопущению совершения грузовых операций с товарами без разрешения таможенных органов, если будет установлено наличие вины перевозчика в неисполнении этих обязанностей;

продукция морского промысла, выловленная российскими судами в исключительной экономической зоне РФ, является товаром Таможенного союза и не может быть помещена под таможенную процедуру таможенного транзита или реэкспорта. В случае вывоза ее с территории РФ применяется таможенная процедура экспорта с уплатой таможенных пошлин, налогов и соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.

 

3. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 80 "Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды РФ в электронном виде".

Определены правила подачи документов в арбитражные суды в электронном виде посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте в сети Интернет.

Лица, участвующие в деле, вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в порядке, установленном ВАС РФ. Для этого указанные лица регистрируются в системе "Мой Арбитр", размещенной на официальном сайте ВАС РФ. Лицо, зарегистрированное в указанной системе посредством создания своей учетной записи, образующей "личный кабинет", является пользователем данной системы.

Для представления в электронном виде документы должны быть переведены в электронный вид с помощью средств сканирования в формате Adobe PDF в черно-белом либо сером цвете, обеспечивающем сохранение всех аутентичных признаков подлинности (графической подписи, печати, углового штампа бланка), а также исходящего номера и даты заявления. Размер файла не должен превышать 10 Мб.

Определены порядок подачи документов в арбитражный суд первой инстанции (исковое заявление, отзыв на исковое заявление, встречный иск), на стадии пересмотра судебных актов, порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и порядок завершения подачи документов в электронном виде.

 

4. Федеральный закон от 02.12.2013 N 343-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях".

Снижен минимальный размер административного штрафа, установленного в отношении юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 года N 1-П положение части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, предусматривающее привлечение юридического лица к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а также за представление в указанные органы заведомо недостоверных сведений (информации), в части установления размера административного штрафа, составляющего от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, признано не соответствующим Конституции РФ.

Решение Конституционного Суда РФ обусловлено тем, что установленный указанной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства.

С учетом изложенного, минимальный размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц за правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, снижен с трехсот тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

 

5. Федеральный закон от 02.12.2013 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях".

Увеличены размеры штрафных санкций за нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов.

Так, нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей (ранее за аналогичное правонарушение размер штрафа составлял от ста до трехсот рублей).

Кроме того, за удовлетворение заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено, вводится административная ответственность должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а за отказ в удовлетворении такого заявления по не предусмотренным законом основаниям - от пяти тысяч до двенадцати тысяч рублей.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2014 года.

 

6. Федеральный закон от 02.12.2013 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях".

Ужесточена административная ответственность за нарушение требований о защите информации.

Так, в частности, увеличены размеры штрафов за:

нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (кроме информации, составляющей государственную тайну);

использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну);

нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий или оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну;

грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

 

7. Федеральный закон от 02.12.2013 N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса РФ".

Очередность списания денежных средств со счета в случае их недостаточности для удовлетворения требований приведена в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П признано не соответствующим Конституции РФ положение абзаца 4 пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ, исходя из того, что установленное в абзаце пятом этого пункта обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов, носящих бесспорный характер.

В соответствии с новой редакцией абзацев 4 и 5 пункта 2 статьи 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств будет осуществляться в следующей очередности:

в третью очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

 

8. Федеральный закон от 02.12.2013 N 334-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".

Изменены сроки уплаты физическими лицами налога на имущество, а также транспортного и земельного налогов.

Согласно действующей редакции соответствующих положений НК РФ срок уплаты указанных налогов для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. После вступления в силу изменений уплата налогов должна осуществляться не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, поправками в Налоговый кодекс РФ предусматривается возможность применения физическим лицом патентной системы налогообложения со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае, если физлицо планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента, заявление на его получение необходимо подать одновременно с документами, представляемыми для государственной регистрации в качестве ИП.

 

9. Уведомление СФ ФС РФ от 27.11.2013 N СФ-6 "О Законе РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ".

Для всеобщего сведения опубликовано уведомление о Законе о внесении в Конституцию РФ поправки об образовании Верховного Суда РФ.

Госдумой 22 ноября 2013 года и Советом Федерации 27 ноября 2013 года одобрен проект закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

Указанный Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации считается принятым 27 ноября 2013 года.

Закон вступает в силу после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

 

 

 

П Р О Е К Т Ы

 

Проект Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью".

Арбитражным судам будут даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

При рассмотрении указанной категории дел рекомендовано учитывать, в частности, следующее:

наличие оснований для отказа в признании крупной сделки или сделки с заинтересованностью недействительной, в том числе наличие решения общего собрания участников об одобрении соответствующей сделки (пункт 5 статьи 45 и пункт 5 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, пункт 6 статьи 79 и пункт 1 статьи 84 Закона об акционерных обществах), не препятствует признанию соответствующей сделки хозяйственного общества, совершенной в ущерб его интересам, недействительной на основании пункта 2 статьи 174 ГК РФ, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о явном ущербе для общества либо имели место обстоятельства, которые свидетельствовали о сговоре либо об иных совместных действиях представителя или органа общества и другой стороны сделки в ущерб интересам представляемого или интересам общества;

если невыгодность сделки не была очевидной на момент ее совершения, а обнаружилась впоследствии, например по причине нарушения контрагентом или самим обществом возникших из нее обязательств, то она может быть признана недействительной, только если будет доказано, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения либо ненадлежащего исполнения.

Оценивая наличие негативных последствий совершения сделки основного общества в отношении дочернего общества при рассмотрении требования о признании такой сделки недействительной по иску участников основного общества, следует учитывать, что отчуждение имущества в пользу дочернего общества, в том числе такого, акции (доли) которого полностью принадлежали основному обществу, может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов участников основного общества, поскольку последние лишаются на будущее возможности принимать управленческие решения в отношении данного имущества и получать выгоды от его использования в своих интересах;

при решении вопроса о том, должна ли была другая сторона сделки знать о ее совершении с нарушением порядка одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью, судам следует принимать во внимание то, насколько лицо могло, действуя разумно и проявляя требующуюся от него по условиям оборота осмотрительность, установить наличие у сделки признаков крупной или сделки с заинтересованностью, и несоблюдение порядка совершения сделки;

при оценке соблюдения правил о надлежащем одобрении крупной сделки или сделки с заинтересованностью следует исходить, в частности, из следующего:

в решении об одобрении сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), а также ее существенные условия - то есть основные условия, необходимые для оценки ее выгодности (цена, предмет и т.п.); в решении об одобрении крупной сделки могут не указываться лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, если сделка подлежит заключению на торгах, а также в иных случаях, если стороны, выгодоприобретатели не могут быть определены к моменту одобрения сделки (пункт 3 статьи 157.1 ГК РФ, пункт 3 статьи 45, пункт 3 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и пункт 4 статьи 79, пункт 6 статьи 83 Закона об акционерных обществах). Совершенная сделка считается одобренной, если ее существенные условия соответствовали сведениям об этой сделке, нашедшим отражение в соответствующем решении об одобрении либо в приложенном к решению об одобрении проекте сделки. Если в совершенной сделке отсутствуют некоторые из указанных в одобрении существенных условий или имеются существенные условия, не указанные в решении об одобрении, то такая сделка не считается одобренной;

решение об одобрении может содержать указание на общие параметры основных условий одобряемой сделки, например, устанавливать верхний предел стоимости покупки имущества или нижний предел стоимости продажи, а также одобрять совершение ряда однотипных сделок;

решая вопрос о том, относится ли сделка к крупным, ее сумму (размер) следует определять исходя из стоимости приобретаемого или отчуждаемого имущества (передаваемого в залог, вносимого в качестве вклада в уставный капитал и т.п.) без учета дополнительных начислений (неустоек, штрафов, пеней), требования об уплате которых могут быть предъявлены к соответствующей стороне в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, за исключением случаев, когда будет установлено, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом.

Сделка может быть квалифицирована как крупная даже в том случае, если по данным бухгалтерского учета она таковой не являлась, при условии предоставления истцом доказательств, свидетельствующих о том, что стоимость отчужденного по сделке имущества, определенная на дату совершения сделки с учетом его рыночной стоимости, значительно превышала такую стоимость, рассчитанную по данным бухгалтерского учета. При этом для целей определения того, являлась ли сделка отчуждения такого имущества крупной, его рыночная стоимость должна сопоставляться с рыночной стоимостью всего имущества общества. В таком случае при оценке добросовестности контрагента также должно приниматься во внимание, было ли для него очевидным значительное превышение реальной стоимости над стоимостью по данным бухгалтерского учета.

При оценке того, является ли крупной сделка, в силу которой общество обязывается выполнить работы, оказать услуги либо передать имущество, отсутствующее у общества на момент ее совершения, стоимость активов общества следует сопоставлять с размером рыночной стоимости соответствующих работ, услуг или будущего имущества.

Для определения того, является ли сделка, состоящая из нескольких взаимосвязанных сделок, крупной, необходимо сопоставлять стоимость имущества, отчужденного по всем взаимосвязанным сделкам, с балансовой стоимостью активов на последнюю отчетную дату, которой будет являться дата бухгалтерского баланса, предшествующая заключению первой из сделок.

 

2. Проект Федерального закона N 398234-6 "О нотариате и нотариальной деятельности".

Разработан законопроект, призванный заменить действующие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Среди наиболее важных положений законопроекта можно отметить:

введение новых принципов формирования нотариальных округов - обеспечение возможности совершения нотариального действия в течение дня, в котором возникла необходимость совершения такого действия (за исключением нотариальных действий, совершаемых в иные сроки), и обеспечение доходности деятельности всех нотариусов в нотариальном округе;

установление требований, которым должны отвечать нотариусы;

положения об ответственности за вред, причиненный при осуществлении нотариальной деятельности, и обязательное страхование риска ответственности нотариусов (страховое покрытие по договорам индивидуального и коллективного страхования ответственности нотариусов - минимум 30 миллионов рублей и 50 миллионов рублей соответственно);

определение Правительством РФ размеров нотариальных тарифов;

установление общих правил о нотариальных действиях и особенности отдельных нотариальных действий;

введение понятий "нотариальный акт" и "нотариальная надпись", аналоги которых существуют в странах латинского нотариата;

введение правила о сборе нотариусом необходимых для совершения нотариального действия сведений и документов.

Закон в случае его принятия вступит в силу через один год после официального опубликования.

Сервис временно не доступен