Новое в законодательстве и судебной практике на 12.12.2013

Новое в законодательстве и судебной практике на 12.12.2013

 

1. Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".

Граждане 1967 года рождения и моложе смогут определиться с вариантом формирования накопительной части трудовой пенсии до 1 января 2016 года.

Ранее соответствующее решение необходимо было принять до 1 декабря 2013 года.

Принятым Законом гражданам предоставлено право:

- направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов тарифа страховых взносов;

- отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлять указанную часть тарифа на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Граждане, в отношении которых с 1 января 2014 года будут впервые начисляться страховые взносы, смогут сделать выбор варианта пенсионного обеспечения в течение 5 лет с момента первого начисления им взносов. Если решение не принято, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором застрахованное лицо достигнет возраста 23 лет. До принятия соответствующего решения 6 процентов страхового тарифа будут перечисляться в страховую часть трудовой пенсии.

С учетом указанных выше изменений в новой редакции изложены положения, устанавливающие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, установлено, что с расчетного периода 2014 года уплата страховых взносов на ОПС будет осуществляться единым расчетным документом, направляемым в ПФР на соответствующие счета Федерального казначейства с указанием КБК страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона.

 

2. Постановление Правительства РФ от 09.12.2013 N 1129 "О внесении изменений в требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов".

Класс энергетической эффективности зданий, строений, сооружений может быть установлен по решению застройщика или собственника.

Класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору.

Для многоквартирных домов и иных зданий, строений и сооружений в процессе эксплуатации класс энергетической эффективности может быть установлен по решению собственников (собственника) по результатам энергетического обследования.

Установлено, что в устанавливаемых правилах определения класса энергетической эффективности указываются базовые значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, отражающего суммарный удельный годовой расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды, в зависимости от расчетного значения показателя градусо-суток отопительного периода района расположения многоквартирного дома, определяемые в соответствии с правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

Уточнено также, что класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактических или расчетных (для вновь построенных, реконструированных и прошедших капитальный ремонт многоквартирных домов) значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов, отражающего удельный расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды, и базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, при этом фактические (расчетные) значения должны быть приведены к расчетным условиям для сопоставимости с базовыми значениями, в том числе с климатическими условиями, условиями оснащения здания инженерным оборудованием и режимами его функционирования.

 

3. "Обзор правовых позиций Президиума ВАС РФ по вопросам частного права. Октябрь 2013".

ВАС РФ подготовил очередную подборку извлечений из постановлений Президиума ВАС РФ по конкретным делам, содержание которых относится к вопросам частного права.

В обзоре приведены извлечения из постановлений по делам, затрагивающим, в частности, вопросы:

государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

цессии;

залога;

правовой охраны товарного знака;

несостоятельности (банкротства).

 

4. КонсультантПлюс: "Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года".

Ряд изменений налогового законодательства вступит в силу с 1 января 2014 г.

При подготовке материала учтены изменения налогового законодательства на 24.11.2013.

Налогоплательщикам стоит обратить внимание на то, что со следующего года начинает применяться обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (за некоторыми исключениями). До указанной даты норма об обязательном досудебном порядке обжалования действовала только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых в соответствии со ст. 101 НК РФ. Также необходимо отметить, что у налоговых инспекций появятся новые основания для истребования у налогоплательщиков пояснений при проведении камеральной проверки. Такими основаниями являются, в частности, уточненная декларация, в которой уменьшена сумма налога к уплате, или декларация с заявленной суммой убытка. Кроме того, в Налоговый кодекс РФ внесены изменения в связи с созданием благоприятных налоговых условий для привлечения инвестиций на Дальний Восток, а также установлены особенности налогообложения для недропользователей морских месторождений углеводородного сырья.

Подробно обо всех поправках к налоговому законодательству и о спорных вопросах, связанных с их применением, можно прочесть в специальном обзоре "Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года".

П Р О Е К Т Ы

1. Проект Федерального закона N 47538-6/8 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" (текст законопроекта ко второму чтению).

Изменения в ГК РФ в части, касающейся залога и перехода прав кредитора к другому лицу, подготовлены ко второму чтению.

В новой редакции изложены положения, характеризующие, в частности, основания возникновения залога и основания обращения взыскания на заложенное имущество, определяющие очередность удовлетворения требований залогодержателя, порядок государственной регистрации и учета залога, замену и восстановление предмета залога, порядок обращения взыскания на заложенное имущество, положения, относящиеся к отдельным видам залога, основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу.

Предполагается, что федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Предусматривается, что положения ГК РФ (в редакции настоящего федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего федерального закона.

Очередность удовлетворения требований залогодержателей, возникших на основании совершенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, сведения о которых внесены в реестр уведомлений о залоге движимого имущества в период с 1 июля 2014 года по 1 февраля 2015 года включительно, определяется по дате совершения договоров залога.

 

2. Проект Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования отдельных аспектов крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)".

Предлагается существенно расширить круг сделок, выведенных из-под процедуры одобрения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Согласно законопроекту из-под процедуры одобрения сделок акционерного общества выводятся, в частности:

сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества;

общества, состоящие из одного акционера - владельца 100 процентов голосующих акций общества, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

отношения, возникающие при размещении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;

отношения, возникающие при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;

сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами РФ и расчеты по которым производятся по фиксированным ценам и тарифам, установленным уполномоченными в области государственного регулирования цен и тарифов органами.

Аналогичные изменения относительно расширения круга сделок, выводимых из-под процедуры одобрения, предусматриваются также и для обществ с ограниченной ответственностью.

Законопроектом также утояняется определение обычной хозяйственной деятельности. Под сделками, совершаемыми в процессе обычной хозяйственной деятельности, предлагается понимать сделки, совершаемые обществом на регулярной основе, по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги, а при наличии аналогичных договоров - на условиях, сопоставимых с существенными условиями указанных договоров, заключенных обществом.

Для повышения гибкости регулирования законопроектом предусматривается возможность одобрения как крупных сделок, так и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, до момента согласования всех существенных условий, но с обязательным установлением минимальных и максимальных параметров таких условий либо порядка их определения. В решении об одобрении сделки также может быть указан срок его действия.

В целях исключения манипулирования содержанием бухгалтерской отчетности (занижение балансовой стоимости имущества общества) при определении крупности сделки законопроектом предлагается ввести правило, согласно которому в случае отчуждения или возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин: балансовая стоимость такого имущества и цена его отчуждения, а в случае приобретения - цена такого предложения.

Также уточняется порядок одобрения органами управления общества (общим собранием акционеров и советом директоров) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и крупных сделок.

 

3. Проект Федерального закона N 47538-6/7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" (текст проекта ко II чтению в ред. от 06.12.2013).

Изменения в ГК РФ, касающиеся исключительных прав, подготовлены к рассмотрению во втором чтении.

Изменения внесены в части первую, вторую и четвертую ГК РФ и затрагивают в числе прочего вопросы защиты интеллектуальных прав, нарушения интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети, открытой лицензии на использование произведения науки, литературы или искусства, перехода исключительных прав на объекты смежных прав по наследству, ответственности за нарушение исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Предполагается, что федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Положения ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

После дня вступления в силу данного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности продолжает рассматривать в порядке, установленном нормами ГК РФ (в редакции, действовавшей ранее):

заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения товара, рассмотрение которых не завершено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

возражения, рассмотрение которых в административном порядке не завершено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом применяются условия патентоспособности изобретения, полезной модели или промышленного образца и требования к товарному знаку, знаку обслуживания или наименованию места происхождения товара, предусмотренные законодательством, действовавшим на дату подачи или поступления заявки.

 

4. Проект Федерального закона N 47538-6/8 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" (принят во втором чтении).

Во втором чтении принят законопроект, вносящий изменения в положения Гражданского кодекса РФ о залоге.

В частности, в новой редакции излагаются нормы, регламентирующие вопросы возникновения залога, государственной регистрации и учета залога, очередности удовлетворения требований залогодержателей, замены и восстановления предмета залога, обращения взыскания на заложенное имущество.

Предполагается, что Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 года.

Проектом предусматривается, что:

положения ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

правила о государственной регистрации договора ипотеки, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральном законе от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", не подлежат применению к договорам ипотеки, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

очередность удовлетворения требований залогодержателей, возникших на основании совершенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, сведения о которых внесены в реестр уведомлений о залоге движимого имущества в период с 1 июля 2014 года по 1 февраля 2015 года включительно, определяется по дате совершения договоров залога.

Сервис временно не доступен