Новое в законодательстве и судебной практике на 09.01.2014

 Новое в законодательстве и судебной практике на 09.01.2014

 

1. Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".

Суд вправе снизить размер взыскиваемого возмещения, если ответчиком будет доказано, что ресурсоснабжающая организация содействовала увеличению своих потерь.

Постановление подготовлено Пленумом ВАС РФ в целях обеспечения единообразия судебной практики по спорам между ресурсоснабжающими организациями и публично-правовыми образованиями, установившими тариф на поставляемый ресурс для отдельных групп потребителей в размере ниже экономически обоснованного.

В Постановлении разъясняется, в частности, следующее:

для взыскания потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей и некомпенсированных публично-правовым образованием, не требуется оспаривать акт об установлении тарифа;

по общему правилу, надлежащим ответчиком по иску о возмещении указанных потерь является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение;

истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономического обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу;

ответчик вправе возражать против представленного расчета, ссылаясь в том числе на то, что при установлении тарифа в размере ниже экономически обоснованного были приняты или предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом;

суд вправе отказать в удовлетворении иска или уменьшить размер взыскиваемой суммы, если ответчиком доказано, что при установлении экономически обоснованного тарифа учтены потери ресурсоснабжающей организации, вызванные поставкой ресурса по более низкому тарифу;

суд вправе снизить размер взыскиваемого возмещения, если ответчиком будет доказано, что ресурсоснабжающая организация содействовала увеличению своих потерь.

Указывается, что отдельные разъяснения, содержащиеся в Постановлении, не могут служить основанием для пересмотра судебных актов, принятых до его опубликования на сайте ВАС РФ, по новым обстоятельствам.

 

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве".

Для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не требуется трехмесячной просрочки по уплате процентов на сумму основного требования.

В Постановлении разъясняется, в частности, следующее:

если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов;

в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения наблюдения (мораторные проценты), при этом подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются;

мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов;

мораторные проценты уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям;

мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования, но не на проценты по нему;

мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых в силу абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 138 Закона о банкротстве преимущественно перед требованиями остальных кредиторов.

Предусматривается, что отдельные разъяснения, содержащиеся в данном Постановлении, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования Постановления на сайте ВАС РФ.

 

3. Обзор правовых позиций Президиума ВАС РФ по вопросам частного права. Ноябрь 2013.

Подготовлена очередная подборка основных выводов, содержащихся в постановлениях Президиума ВАС РФ по конкретным делам и относящихся к вопросам частного права.

В обзоре приведены извлечения из постановлений по делам, затрагивающих, в частности, вопросы:

определения размера действительной стоимости доли, выплачиваемой вышедшему участнику обществом, находящимся на упрощенной системе налогообложения;

исчисления срока исковой давности по требованиям акционера о признании крупной сделки недействительной;

признания долга;

прекращения поручительства;

оплаты работ, выполненных по договору подряда;

неосновательного обогащения;

возмещения вреда в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств;

управления многоквартирными домами;

деятельности конкурсного управляющего;

распределения судебных расходов в деле о банкротстве между лицами, участвующими в деле.

 

4. Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1164 "Об утверждении Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике".

Установлен порядок осуществления антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности.

Подписан закон, направленный на создание условий для осуществления секьюритизации финансовых активов на российском рынке капитала.

 

5. Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Под секьюритизацией понимается финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством повышения их ликвидности через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг.

С этой целью внесены изменения, в частности, в часть вторую Гражданского кодекса РФ, часть вторую Налогового кодекса РФ, федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об инвестиционных фондах", "О несостоятельности (банкротстве)", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Изменениями, в частности:

установлены порядок регистрации нотариусом уведомлений о залоге, содержание уведомления о залоге, особенности регистрации таких уведомлений;

уточнен предмет залога по облигациям с залоговым обеспечением, определены особенности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов;

введено понятие "специализированное общество", определены особенности его создания, реорганизации, ликвидации;

установлена обязанность кредитной организации раскрывать информацию о сделках по уступке ипотечным агентам или специализированным обществам денежных требований, в том числе удостоверенных закладными (состав такой информации, порядок и сроки ее раскрытия будут устанавливаться нормативными актами Банка России);

в Гражданский кодекс РФ введены новые виды договоров - "договор номинального счета", "договор счета эскроу".

Предусмотрено, что не позднее 1 января 2018 года нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, и нотариусами, занимающимися частной практикой, должен быть осуществлен переход к регистрации всех совершаемых нотариальных действий в электронной форме в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата.

Закон вступает в силу с 1 июля 2014 года, за исключением отдельных положений.

 

6. Федеральный закон от 21.12.2013 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".

В загранпаспорт гражданина РФ, содержащий электронный носитель информации, будут вноситься дополнительные биометрические персональные данные его владельца (изображение папиллярных узоров указательных пальцев его рук).

Сканирование папиллярных узоров пальцев рук будет осуществляться у граждан РФ, достигших возраста двенадцати лет.

Данные, полученные в результате сканирования, сохраняются только на электронном носителе информации, содержащемся в паспорте, и после его выдачи гражданину РФ будут удаляться из информационных систем федерального органа исполнительной власти, дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, к компетенции которых отнесен прием заявлений о выдаче паспорта.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Предусмотрено, что положения статей 9, 9.1 и 10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении сканирования папиллярных узоров пальцев рук гражданина РФ применяются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации с 1 января 2016 года.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2016 года положения статей 9, 9.1 и 10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении сканирования папиллярных узоров пальцев рук гражданина Российской Федерации применяются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации по мере оснащения их соответствующими программно-техническими средствами.

Уточнен порядок извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

 

7. Федеральный закон от 21.12.2013 N 360-ФЗ "О внесении изменений в статьи 79 и 80 Лесного кодекса РФ".

Установлено, что извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений теперь размещается на сайте torgi.gov.ru не менее чем за тридцать дней (ранее - шестьдесят дней) до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

Информация о результатах аукциона подлежит размещению организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона на сайте torgi.gov.ru.

Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

 

8. Федеральный закон от 21.12.2013 N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".

Установлены особенности заключения с физическими лицами ипотечных договоров.

Новыми положениями дополнен Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", предусматривающими особенности заключения с физлицами кредитных договоров, обязательства по которым обеспечены ипотекой, в целях не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности (уточнения коснулись, в частности, условий договора о полной стоимости кредита (займа), информирования об условиях кредитования, а также порядка осуществления уступки прав (требований) по договору третьим лицам).

Помимо этого внесены уточнения в некоторые законодательные акты РФ, связанные с принятием нового Федерального закона о потребительском кредитовании.

Изменения коснулись в том числе Гражданского кодекса РФ, КоАП РФ (в т.ч. установлена административная ответственность за незаконное осуществление деятельности по представлению потребительских займов), Закона РФ "О защите прав потребителей", Федеральных законов "О кредитных историях" (уточнен порядок формирования кредитной истории физического лица), "О персональных данных" и др.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 года.

 

9. Федеральный закон от 21.12.2013 N 375-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Усилен контроль за деятельностью микрофинансовых организаций.

Внесены изменения и новые положения в ряд законодательных актов по вопросам деятельности микрофинансовых организаций, направленные на повышение эффективности государственного контроля в указанной сфере.

Так, в частности, уточняются нормы КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности (за незаконное использование словосочетания "микрофинансовая организация" административный штраф для юрлиц может составить от 100 до 300 тысяч рублей, за непредставление для ознакомления правил предоставления микрозаймов - от 50 до 100 тысяч рублей, за нарушение нормативов остаточности собственных средств и ликвидности - от 30 до 50 тысяч рублей).

Кроме того, введены новые составы правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение законодательства РФ о кредитной и сельскохозяйственной кооперации, а также ответственность ломбардов за нарушение законодательства РФ (в Федеральном законе "О ломбардах" установлена обязанность ломбардов выполнять предписания Центрального банка РФ и представлять отчет о своей деятельности, определены требования к органам управления и учредителям (участникам) ломбарда).

Помимо этого значительная часть изменений внесена в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинасовых организациях", - в том числе конкретизированы основания исключения из реестра микрофинансовых организаций сведений о юридическом лице, урегулированы вопросы информирования клиентов об исключении организации из реестра, а также уточнены положения о предоставлении МФО информации о своих заемщиках в бюро кредитных историй.

Закон, за исключением отдельных положений, вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

 

10. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сведения о способах и методах госзащиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства засекретили.

Цель поправок - обеспечить безопасность лиц, в отношении которых принято решение о госзащите.

Речь идет о потерпевших, свидетелях и иных участниках уголовного судопроизводства, а также о судьях, о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов.

К гостайне отнесены сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц. Данные о финансировании этой деятельности, если они раскрывают перечисленную информацию. Отдельные сведения об указанных лицах.

орядок осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах вправе устанавливать Правительство РФ.

Ранее сведения о госзащите и о защищаемом лице являлись конфиденциальными, но не были засекречены.

 

11. Федеральный закон от 21.12.2013 N 367-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ".

С 1 июля 2014 года вступают в силу изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ, касающиеся залога, а также перехода прав кредитора к другому лицу.

В частности, в новой редакции излагаются нормы, регламентирующие вопросы возникновения залога, государственной регистрации и учета залога, очередности удовлетворения требований залогодержателей, замены и восстановления предмета залога, обращения взыскания на заложенное имущество.

Установлено, что:

положения абзаца второго пункта 2 статьи 339 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) о возможности описания в договоре залога предмета залога путем указания на залог всего имущества залогодателя или определенной части его имущества либо на залог имущества определенных рода или вида применяются с 1 января 2015 года;

положения ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

правила о государственной регистрации договора ипотеки, содержащиеся в Федеральном законе 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральном законе от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", не подлежат применению к договорам ипотеки, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

очередность удовлетворения требований залогодержателей, возникших на основании совершенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, сведения о которых внесены в реестр уведомлений о залоге движимого имущества в период с 1 июля 2014 года по 1 февраля 2015 года включительно, определяется по дате совершения договоров залога.

 

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2013 N 29-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 1 статьи 1158 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданина М.В. Кондрачука".

В рамках наследственных отношений, возникших до 29 мая 2012 года, наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по закону любой очереди, не призванных к наследованию.

До принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" практика применения абзаца первого пункта 1 статьи 1158 Гражданского кодекса РФ следовала практике применения института направленного отказа от наследства, сложившейся на основе ранее действовавшего правового регулирования в его официальном судебном толковании, содержащемся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 01.07.1966 N 6 "О судебной практике по делам о наследовании".

В соответствии с данным толкованием наследник был вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по закону любой очереди - независимо от их призвания к наследованию.

Новое официальное судебное толкование, установленное пунктом 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9, предусматривает право наследника на отказ от наследства в пользу лиц из числа наследников по закону любой очереди лишь при условии, что указанные лица призваны к наследованию. При этом данное толкование рассматривается судами как распространяющееся на отношения, возникшие до принятия Постановления.

По мнению Конституционного Суда РФ, применение нового официального судебного толкования к наследственным отношениям, возникшим до его появления, не обеспечивает определенность нормативного содержания абзаца первого пункта 1 статьи 1158 ГК РФ.

В связи с этим Конституционный Суд РФ признал абзац первый пункта 1 статьи 1158 ГК РФ не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение в силу неопределенности своего нормативного содержания в части определения круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, допускает возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части.

Указанная норма в новом официальном судебном толковании не подлежит применению при пересмотре судебных решений, принятых по делам, связанным с определением круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, в рамках наследственных отношений, возникших до 29 мая 2012 года.

Федеральному законодателю предписано внести изменения в правовое регулирование направленного отказа от наследства, конкретизировав его в части определения круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства.

 

13. Информация ВАС РФ от 24.12.2013 «О порядке хранения почтовой корреспонденции разряда "Судебное".

ВАС РФ и ФГУП "Почта России" согласован порядок хранения почтовой корреспонденции разряда "Судебное" в почтовых отделениях в выходные и праздничные дни в январе и мае 2014 года.

Сообщается, что почтовые отправления разряда "Судебное", поступившие для доставки в отделения почтовой связи в период с 25.12.2013 по 08.01.2014 и с 24.04.2014 по 11.05.2014, по истечении срока хранения возвращаются по обратному адресу (согласно прилагаемой таблице).

В случае, когда день возврата почтового отправления совпадает с выходным днем отделения почтовой связи, указанная операция должна быть произведена на следующий рабочий день этого отделения почтовой связи.

 

14. Федеральный закон от 28.12.2013 N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве".

Законом будут установлены особенности принудительного исполнения требований об освобождении земельных участков и сносе строений.

Требования об освобождении нежилых помещений, земельных участков и сносе строений (зданий, сооружений) будут исполняться в особом порядке. Кроме того, на каждого из солидарных должников в рамках одного исполнительного производства будет возложена обязанность уплачивать исполнительский сбор в полной сумме - по семь процентов от размера взыскиваемых денежных средств или стоимости имущества. Минимальную сумму данного сбора планируется увеличить: для организаций она составит 10 тыс. руб., а для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) - 1 тыс. руб. Такие нововведения содержит Федеральный закон от 28.12.2013 N 441-ФЗ.

Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ урегулированы правила зачета встречных однородных требований на стадии исполнительного производства. Судебные приставы смогут осуществлять указанный зачет по заявлению одной из сторон или по собственной инициативе.

Также установлен срок повторного предъявления исполнительных документов, возвращенных взыскателю в связи с отсутствием у должника имущества. Большинство из них можно будет предъявить только спустя шесть месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства.

Каждый из солидарных должников должен будет уплачивать полную сумму исполнительского сбора

При взыскании долга с нескольких должников в пользу одного взыскателя исполнительский сбор будет уплачиваться не солидарно, а каждым должником в полном размере - по семь процентов от суммы долга.

В Методических рекомендациях по порядку взыскания исполнительского сбора (утв. ФССП России 23.12.2010 N 01-8) указано, что общая сумма исполнительского сбора, взыскиваемая со всех солидарных должников, не может превышать семи процентов от суммы долга, подлежащей взысканию. Иными словами, если один из должников уплатит, например, 3,5 процента от суммы долга, то второй будет обязан уплатить оставшиеся 3,5 процента. Обязанность по перечислению сбора является солидарной.

Однако в судебной практике существуют решения, основанные как на аналогичной позиции (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2011 по делу N А27-7021/2010), так и на противоположной (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 12.09.2011 по делу N А41-42288/10).

Снос зданий и строений, расположенных на принудительно освобождаемом земельном участке, будет возможен, если на необходимость его осуществления указано в исполнительном документе

Согласно Закону N 441-ФЗ земельный участок будет освобождаться от движимого и недвижимого имущества должника, которому будет запрещено пользоваться участком. Здания и другие сооружения, расположенные на участке, будут сноситься, только если такая необходимость предусмотрена исполнительным документом. Снос будет заключаться в разборке, демонтаже или разрушении указанных в исполнительном документе зданий (строений, сооружений) либо их отдельных конструкций (независимо от типа постройки и степени завершенности), а также в уборке строительного мусора.

При необходимости судебные приставы будут обеспечивать хранение имущества, находящегося в освобождаемом нежилом помещении, на земельном участке либо в подлежащем сносу строении. Однако в Законе N 441-ФЗ не уточняются случаи, когда такое хранение требуется. Вероятно, пристав будет определять их сам. Обязанность возмещать связанные с этим затраты возлагается на должника. Если в течение двух месяцев со дня передачи имущества на хранение должник не заберет его, имущество будет реализовано, а полученные денежные средства переданы должнику за вычетом произведенных расходов.

В настоящее время указанные требования выполняются в общем порядке, предусмотренном для исполнения неимущественных требований (ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ). При сносе самовольно возведенных строений приставы могут руководствоваться соответствующими Методическими рекомендациями, разработанными ФССП России.

 

15. Федеральный закон от 28.12.2013 N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ".

Для прохода или проезда через земельный участок в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе могут устанавливаться публичные сервитуты.

Кроме того, до 31 декабря 2014 года продлено действие правовых норм, предусматривающих подготовку проектной документации линейного объекта на основании градостроительного плана земельного участка без разработки и предоставления проектов планировки и межевания территории.

До 1 января 2015 года отложено вступление в силу отдельных правовых норм Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", касающихся охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения, которыми должны быть установлены указанные в этих правовых нормах нормативы допустимых сбросов и лимиты сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также обеспечен ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разработаны и утверждены планы снижения названных сбросов. За несоблюдение данных требований виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

16. Федеральный закон от 28.12.2013 N 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и в отдельные законодательные акты РФ".

С 1 июля 2014 года рост платы за коммунальные услуги будет ограничен.

Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 157.1, запрещающей повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера указанной платы, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ.

Предельные индексы будут устанавливаться на основании индексов изменения размера указанной платы в среднем по субъектам РФ, утвержденных Правительством РФ, как правило, на срок не менее трех лет.

Предельные индексы и индексы изменения размера указанной платы в среднем по субъектам РФ на первый долгосрочный период должны быть установлены не позднее чем 1 мая 2014 года и введены в действие с 1 июля 2014 года.

Правительством РФ также должны быть утверждены основы формирования индексов, определяющие, в частности, порядок расчета и применения индексов по субъектам РФ и предельных индексов, мониторинга и контроля за их соблюдением, а также основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований.

Помимо этого, в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядка его финансирования. Внесенными изменениями, в частности:

закреплен порядок установления дополнительных взносов для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме при невозможности использования средств фонда капитального ремонта;

уточнен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта;

расширен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, которые могут не включаться в региональному программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.

Кроме того, поправками в Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определены требования к региональным программам капитального ремонта, а также особенности расходования средств фонда, предоставленных после 1 января 2014 года на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

17. Федеральный закон от 28.12.2013 N 419-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Установлены особенности банкротства сельскохозяйственных организаций.

Определено, в частности, что для возбуждения производства по делу о банкротстве сельскохозяйственной организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей, если они не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Продажа имущества должника - сельскохозяйственной организации (предприятия) должна осуществляться путем проведения торгов. Одновременно вводится правило, согласно которому, если предприятие не было продано на торгах, то имущество, которое используется в целях производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки и реализации, выставляется на продажу единым лотом.

Кроме того, в частности, преимущественное право приобретения указанного имущества предоставляется лицам, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

 

18. Федеральный закон от 28.12.2013 N 423-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции".

Средним и крупным коммерческим организациям не потребуется уведомлять ФАС России о ряде сделок и иных действий, направленных на экономическую концентрацию.

С 30 января 2014 г. ряду коммерческих (в том числе финансовых) организаций не потребуется уведомлять ФАС России о совершенных сделках и иных действиях, направленных на экономическую концентрацию. В частности, не нужно будет сообщать о реорганизации юрлиц в форме слияния или присоединения, если суммарная стоимость активов или выручка от реализации товаров за предшествующий год у реорганизованных компаний превышает 400 млн руб. (для финансовых организаций - сумму, установленную Правительством РФ по согласованию с Банком России). Полный перечень подобных сделок и иных действий предусмотрен ст. 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, которая должна будет утратить силу. Такие положения содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 N 423-ФЗ. В то же время новые положения данного закона не затронут сделок, совершаемых с предварительного согласия антимонопольного органа.

На сегодняшний день в ст. 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ предусмотрено семь видов сделок и иных действий, о совершении которых необходимо уведомлять ФАС России. Исполнить данную обязанность по общему правилу необходимо не позднее чем через 45 дней после совершения соответствующих сделок (действий). Если организация нарушит указанное требование или другие правила уведомления антимонопольного органа, то это может повлечь ряд негативных последствий. В частности, ей грозит штраф в размере от 150 до 250 тыс. руб. (ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ). К тому же, если реорганизация или сделка, о которой не был уведомлен антимонопольный орган, привела или может привести к ограничению конкуренции, ФАС России может обратиться в суд с иском о ликвидации либо реорганизации вновь созданного юрлица, а также может потребовать признать сделку недействительной (ч. 3 и 4 ст. 34 Закона N 135-ФЗ).

В Законе N 423-ФЗ не содержится порядка направления названных уведомлений в переходный период. В частности, не решен вопрос о том, нужно ли будет уведомлять ФАС России о сделках, совершенных до вступления в силу новых положений, если на момент, когда данное уведомление должно поступить, соответствующая норма перестанет действовать. Несмотря на то, что на момент совершения сделки такая обязанность у компаний будет, привлечь к административной ответственности за ее неисполнение будет невозможно. Объясняется это тем, что если рассматриваемый закон начнет действовать, то он будет иметь обратную силу, так как смягчает ответственность лица за правонарушение (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ). Кроме того, в подобных обстоятельствах ФАС России будет не вправе потребовать реорганизации или ликвидации юрлиц, нарушивших обязанность об уведомлении, либо признания сделок недействительными. Норма, наделяющая антимонопольный орган этими полномочиями, утратит силу одновременно с исключением обязанности уведомления.

 

19. Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса РФ".

В Налоговом кодексе РФ уточнены положения о налогообложении операций с ценными бумагами.

В соответствии с поправками в Закон о ценных бумагах российские депозитарные расписки могут размещаться путем открытой или закрытой подписки, а также путем их размещения на условиях передачи представляемых ценных бумаг.

Изменениями в Налоговый кодекс РФ устанавливаются особенности налогообложения НДС, НДФЛ и налогом на прибыль организаций в отношении операций с депозитарными расписками, ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям РЕПО с ценными бумагами, а также по операциям на индивидуальном инвестиционном счете.

Так, в частности, от налогообложения НДС освобождаются ряд операций, в том числе: по уступке (переуступке) прав (требований) по обязательствам, возникающим на основании финансовых инструментов срочных сделок, реализация которых освобождена от НДС; услуги по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата; некоторые операции, осуществляемые в рамках клиринговой деятельности.

Значительно скорректирован порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) организациями, осуществляющими как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Для целей налогообложения введено понятие "депозитарные расписки".

Кроме того, предусматривается возможность предоставления налогоплательщикам инвестиционных налоговых вычетов по НДФЛ (в том числе в размере положительного финансового результата при продаже ценных бумаг, которые находились в собственности налогоплательщика более трех лет).

В новой редакции изложены положения НК РФ, в том числе по вопросам определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в отношении операций с ценными бумагами, налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом, установлены особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

 

 

 

П Р О Е К Т Ы

 

1. Проект Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах взыскания денежных средств за неисполнение судебного акта".

Арбитражным судам будут даны разъяснения о повышении исполнимости судебных актов (см. аннотацию).

ВАС РФ предлагается разъяснить, что сторона договора, не прошедшего необходимую государственную регистрацию, не вправе на этом основании ссылаться на его незаключенность.

 

2. Проект ВАС РФ "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными".

Кроме того, в подготовленном ВАС РФ проекте обзора предлагается разъяснить, в частности, следующее:

договор, подлежащий государственной регистрации, может быть признан недействительным и при ее отсутствии;

лицо, которому вещь передана во владение по договору аренды, подлежащему государственной регистрации, но не зарегистрированному, по общему правилу, не может ссылаться на его сохранение при изменении собственника;

если работы выполнены до согласования всех существенных условий договора подряда, но впоследствии сданы подрядчиком и приняты заказчиком, то к отношениям сторон подлежат применению правила о подряде;

отсутствие согласованного сторонами условия о сроках оказания услуг само по себе не влечет признания договора возмездного оказания услуг незаключенным;

условия организационного (рамочного) соглашения являются частью заключенного договора, если иное не указано сторонами и такой договор в целом соответствует их намерению, выраженному в организационном соглашении;

незаключенность договора сама по себе не означает незаключенности соглашения о подсудности или третейского соглашения, заключенных в виде оговорки в договоре.

Сервис временно не доступен