Новое в законодательстве и судебной практике на 20.02.2014

 Новое в законодательстве и судебной практике на 20.02.2014

 

 1. Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 N 95 "О внесении изменений в акты Правительства РФ в части обязанности гарантирующих поставщиков заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителями электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии"

 

Изменения и дополнения внесены в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, а также в утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861:

 

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;

 

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с изменениями потребителям предоставляется право параллельного заключения договоров энергоснабжения и технологического присоединения к электрическим сетям. Это позволит сократить этапы технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.



П Р О Е К Т Ы

1. Проект Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе".

Предполагается, что данный проект заменит действующее Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 66, в котором рассматривались аналогичные вопросы.

В проекте, в частности, указывается на недопустимость отказа суда в проведении экспертизы в негосударственной экспертной организации только в силу того, что экспертиза может быть проведена государственным судебно-экспертным учреждением.

При этом за нарушение сроков представления заключения суд сможет наложить судебный штраф и на руководителя негосударственной экспертной организации или самого эксперта.

Отдельный пункт проекта посвящен назначению экспертизы с согласия лиц, участвующих в деле. Предлагается разъяснить, что для назначения экспертизы в таком порядке не требуется получать согласие от всех лиц, участвующих в деле, и для этого достаточно лишь согласия сторон спора. Напомним, что в пункте 7 действующего Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 66 была высказана противоположная позиция.

Кроме того, проектом подтверждается право лиц, участвующих в деле, на присутствие при проведении экспертизы. Для этого стороны должны будут обратиться в суд с соответствующим ходатайством. В случае если лицо, участвующее в деле, будет препятствовать проведению экспертизы, суд сможет по ходатайству эксперта отменить разрешение на присутствие данного лица при проведении экспертизы.

Некоторые новеллы, предлагаемые проектом, касаются оплаты экспертизы. В частности, предусматривается, что в случае невнесения лицами, по ходатайству которых назначена экспертиза, на депозитный счет суда денежных сумм, суд вправе назначить экспертизу лишь с согласия самого эксперта.

При этом по общему правилу проведение экспертом дополнительных работ не будет влиять на размер его вознаграждения. Однако в исключительных случаях, когда эксперт не может по объективным причинам заранее рассчитать затраты на экспертизу, суд сможет определить предварительный размер вознаграждения.

Для этого потребуется согласие лиц, по ходатайству или с согласия которых назначается экспертиза, и эксперта. Эксперт должен будет сообщить суду о пределах увеличения размера вознаграждения. Если в итоге стоимость исследований возрастет, суд будет вправе выплатить эксперту вознаграждение в размере, превышающем предварительный, но не свыше согласованных пределов его увеличения.


2. Проект Постановления Пленума ВАС РФ "О внесении изменений и дополнений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам, связанным с текущими платежами" и информационного письма Президиума ВАС РФ "О внесении изменений в информационные письма в связи с принятием указанного постановления".

В проекте предлагается разъяснить, в частности, что особо благоприятный режим для текущих платежей установлен прежде всего из-за необходимости обеспечить финансирование расходов на процедуру банкротства. В связи с этим требование, возникшее до возбуждения дела о банкротстве и подлежащее включению в реестр требований кредиторов (реестровое требование), не может никаким образом впоследствии превратиться в текущее требование.

Проектом предусматривается открытие отдельного банковского счета для обеспечения исполнения обязанности должника по возврату задатков, перечисляемых участниками торгов по реализации имущества должника. Счет будет открываться внешним или конкурсным управляющим. Денежные средства с данного счета будут списываться только в указанных целях и только по распоряжению арбитражного управляющего, а также на основании определения суда, рассматривающего дело о банкротстве, вынесенного по результатам рассмотрения требования о возврате задатка.

Кроме того, проектом предлагается предоставить арбитражному управляющему или руководителю должника право отступить от очередности текущих платежей, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве. Такое отступление будет возможно лишь с предварительного разрешения суда и в случае, если арбитражный управляющий или руководитель должника докажут, что оно необходимо исходя из целей соответствующей процедуры банкротства (например, чтобы не допустить гибели или порчи имущества должника).


3. Проект Федерального закона N 47538-6/7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" (принят во II чтении).

 

В частности, смягчен запрет на безвозмездное отчуждение исключительного права в отношениях между коммерческими организациями - теперь исключения из него могут устанавливаться ГК РФ.

Одновременно уточнен аналогичный запрет в отношении лицензионных договоров. Поправками установлено, что он распространяется только на случаи предоставления лицензии на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии. Исключения из данного запрета также могут быть предусмотрены ГК РФ.

Проектом предусматривается ответственность предпринимателей за нарушения интеллектуальных прав и при отсутствии вины. При этом лицо, к которому при отсутствии вины будут применены меры ответственности, получит право обратиться к виновным лицам с регрессными требованиями.

Расширен круг лиц, имеющих право на вознаграждение при исполнении аудиовизуальных произведений - проектом предлагается сохранять указанное право не только за композитором, являющимся автором произведения, но и за другими авторами.

Другими поправками уточняется, в частности, предполагаемое регулирование залога исключительных прав, ликвидации юридических лиц в связи с нарушениями исключительных прав, свободного использования произведений библиотеками, а также открытых лицензий на использование произведений науки, литературы или искусства.



4. Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (по вопросам регулирования торговой деятельности)".

Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

В частности:

- статью 1 Закона о торговле предлагается дополнить новой частью 6, предусматривающей, что установленные главой 3 Закона о торговле антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц;

- предлагается установить запрет хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора и (или) не предусмотренные законодательством РФ;

- запрет на навязывание контрагенту невыгодных для него условий предлагается распространить на действия торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров в торговые сети независимо от занимаемой ими доли на товарном рынке;

- предлагается внести изменения в статью 9 Закона о торговле и в диспозиции статей 14.41 и 14.42 КоАП РФ, предусматривающие запреты и административную ответственность не только за включение в договор поставки условий, не соответствующих требованиям указанной статьи, но и за исполнение (реализацию) данных условий.



5. Проект Федерального закона N 449423-6 "О внесении изменения в статью 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях".

 

Законопроектом предлагается освободить уполномоченные органы и учреждения, проводящие централизованный отбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей), от ответственности за утверждение документации о закупках с нарушениями, допущенными заказчиком.

В соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе в сфере госзакупок на указанные органы и учреждения не могут возлагаться полномочия, в частности, на:

- обоснование закупок;

- определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта.

Данные полномочия реализуются заказчиком.

Между тем, по мнению разработчиков проекта, утверждение указанными органами и учреждениями документации о закупках, в которых условия контракта определены с нарушениями законодательства, приводит к привлечению к ответственности должностных лиц не заказчика, а данных органов и учреждений.

В связи с этим проектом предлагается дополнить статью 7.30 КоАП частью 4.3, которой закрепляется ответственность должностных лиц заказчиков за определение требований к предмету закупки, условиям контракта, обоснованию начальной (максимальной) цены контракта с нарушением законодательства в сфере госзакупок.

За совершение данного правонарушения будет грозить штраф в размере 3 тысяч рублей.

Сервис временно не доступен