Новое в законодательстве и судебной практике на 20.03.2014

 Новое в законодательстве и судебной практике на 20.03.2014

 

1. Федеральный закон от 12.03.2014 N 30-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Официальное издание для опубликования сведений, предусмотренных законом о банкротстве, будет определяться Правительством РФ по результатам проведенного конкурса между редакциями печатных изданий.

До настоящего времени официальным изданием, осуществляющим опубликование таких сведений, была определена газета "Коммерсантъ" (Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р).

Теперь предусматривается проведение между печатными изданиями конкурса в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ Правилами, по результатам которого с победителем будет заключаться договор о порядке и условиях опубликования сведений сроком на пять лет. Если по истечении этого срока Правительством РФ не будет определено иное печатное издание, опубликование сведений будет продолжаться в том же печатном издании на прежних условиях.

 

2. Федеральный закон от 12.03.2014 N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве".

Подписан закон, направленный на повышение эффективности деятельности судебных приставов.

Внесенными изменениями, в частности:

установлена новая редакция присяги судебного пристава, которая помимо прочего возлагает на судебного пристава обязанность настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

уточнены полномочия главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, права и обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебных приставов-исполнителей;

уточнен порядок применения специальных средств судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

расширен перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве;

установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов;

определен порядок ведения исполнительного производства группой принудительного исполнения (совершение исполнительных действий несколькими судебными приставами-исполнителями);

расширен перечень оснований прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем;

уточнен порядок исполнительного розыска (розыска должника, его имущества, розыска ребенка);

регламентирован порядок самостоятельной реализации имущества должником и оставления взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно.

3. Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ" и признании утратившим силу Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии".

С 6 августа 2014 года упраздняется Дисциплинарное судебное присутствие.

Его функции будут переданы Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ.

Помимо этого, внесенными изменениями предусматривается:

преобразование Военной коллегии Верховного Суда РФ в Судебную коллегию по делам военнослужащих;

создание в составе областных и равных им по компетенции судов судебных коллегий по административным делам;

утверждение составов президиумов указанных судов Пленумом Верховного Суда РФ, а не Президентом РФ, как было ранее.

Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ, как и других федеральных судов общей юрисдикции, будет осуществлять Судебный департамент при ВС РФ, а не аппарат данного Суда.

В связи с передачей полномочий Высшего Арбитражного Суда РФ единому Верховному Суду РФ поправками исключается упоминание о ВАС РФ из отдельных федеральных конституционных законов.

 

4. Федеральный закон от 12.03.2014 N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ".

В ряд федеральных законов внесены поправки, связанные с упразднением ВАС РФ.

Поправки внесены в целях приведения федерального законодательства в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

Кроме того, изменениями предусматривается, что организационное обеспечение деятельности арбитражных судов всех уровней будет осуществляться Судебным департаментом при ВС РФ. Соответствующие положения данного закона вступят в силу по истечении двух месяцев со дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ.

В остальной части внесенные изменения вступают в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ.

 

5. Федеральный закон от 12.03.2014 N 33-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

В ряд законодательных актов внесены изменения, касающиеся использования электронной подписи при удостоверении документов в электронном виде.

Внесение изменений и дополнений обусловлено введением взамен единой электронной цифровой подписи (ЭЦП) электронной подписи трех видов (простая, усиленная неквалифицированная, усиленная квалифицированная).

Принятыми законодательными положениями устанавливаются, в том числе: вид применяемой электронной подписи, порядок ее проверки и признание подписи действительной, а также лица, уполномоченные утверждать нормативные акты, регулирующие указанные вопросы при применении электронной подписи.

Соответствующие поправки внесены, в частности, в Федеральные законы "О валютном регулировании и валютном контроле", "О несостоятельности (банкротстве)", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Дополнениями, внесенными в Федеральный закон "Об электронной подписи", вступающими в силу с 1 апреля 2015 года, вводится обязанность аккредитованного удостоверяющего центра при выдаче квалифицированного сертификата направлять в единую систему идентификации и аутентификации сведения о лице, получившем сертификат, а также, в частности, информацию о дате начала и окончания его действия.

 

6. Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ".

Подписан закон о поправках в ГК РФ в сфере интеллектуальной собственности.

Большая часть закона вступит в силу с 1 октября 2014 года. При этом для отдельных положений установлены иные сроки вступления их в силу.

Так, с 1 июля 2014 года вступит в силу статья 358.18 ГК РФ, регулирующая порядок залога исключительных прав.

Помимо этого, с 1 января 2015 года вступят в силу поправки, которыми, в частности:

уточняется порядок распоряжения исключительным правом на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав;

сокращается до пяти лет срок действия исключительного права на промышленные образцы;

предусматривается право правообладателя потребовать по своему выбору от нарушителя исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец выплаты компенсации вместо возмещения убытков.

При этом устанавливается, что положения ГК РФ в редакции данного закона будут применяться к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до этого дня, поправки будут применяться лишь в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления в силу внесенных поправок.

 

7. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными».

ВАС РФ подготовил обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными.

В обзоре на примерах из судебной практики разъясняется, в частности, следующее:

если между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, то он не считается заключенным и к нему неприменимы правила об основаниях недействительности сделок;

договор, подлежащий государственной регистрации, может быть признан недействительным и при ее отсутствии;

лицо, которому вещь передана во владение по договору аренды, подлежащему государственной регистрации, но не зарегистрированному, по общему правилу, не может ссылаться на его сохранение при изменении собственника;

течение исковой давности по требованию о возврате переданного по незаключенному договору начинается не ранее момента, когда истец узнал или, действуя разумно и с учетом складывающихся отношений сторон, должен был узнать о нарушении своего права;

если работы выполнены до согласования всех существенных условий договора подряда, но впоследствии сданы подрядчиком и приняты заказчиком, то к отношениям сторон подлежат применению правила о подряде;

при рассмотрении требования лица, передавшего индивидуально-определенную вещь по незаключенному договору, к лицу, которому эта вещь была передана, о ее возврате истец не обязан доказывать свое право собственности на спорное имущество;

незаключенность договора сама по себе не означает незаключенности соглашения о подсудности или третейского соглашения, заключенных в виде оговорки в договоре.

 

8. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством : Утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года.

 

 

П Р О Е К Т :

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования отдельных аспектов крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)".

Процедура одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью может быть упрощена.

С такой инициативой выступило Минэкономразвития России, подготовившее поправки в Федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью".

В частности, проектом предлагается расширить перечень крупных сделок и сделок с заинтересованностью, одобрения которых не требуется. В него попадут, в частности, сделки, заключенные на тех же условиях, что и предварительный договор, который ранее был одобрен.

Изменениями определяются критерии отнесения сделок общества к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, на которые также не распространяются правила об одобрении крупных сделок.

Оспорить крупную сделку, совершенную с нарушением порядка одобрения, сможет общество или акционер, владеющий не менее чем 5 процентами обыкновенных акций (участник общества, владеющий не менее чем 10 процентами от общего числа голосов участников общества).

При этом акционеры, владеющие меньшим пакетом акций, должны будут обратиться к обществу с предложением оспорить сделку. Такое обращение не потребуется, если данная сделка совершена единоличным исполнительным органом общества. В этом случае миноритарный акционер вправе самостоятельно оспорить сделку.

Законопроектом увеличивается минимальная стоимость предмета сделки с заинтересованностью, которая должна быть одобрена общим собранием акционеров, с 2 до 10 процентов от балансовой стоимости активов общества.

Сервис временно не доступен