Новое в законодательстве и судебной практике на 10.04.2014

 Новое в законодательстве и судебной практике на 10.04.2014

 

1. Указ Президента РФ от 02.04.2014 N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов РФ на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)".

Опубликование региональных правовых актов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) будет считаться их официальным опубликованием.

При этом опубликование региональных законов и иных правовых актов на сайте pravo.gov.ru должно будет осуществляться в течение десяти дней со дня их подписания.

ФСО России, начиная с 1 сентября 2014 года, должно обеспечить опубликование таких правовых актов на сайте www.pravo.gov.ru, а также разработать и утвердить в трехмесячный срок технические требования к такому опубликованию, предусмотрев в них унификацию форматов региональных правовых актов, предоставляемых в электронном виде для размещения на сайте.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования региональных правовых актов, а также за соблюдением вышеуказанных технических требований осуществляют высшие должностные лица субъектов РФ.

 

2. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Президент РФ подписал поправки к КоАП РФ о сроке исковой давности в отношении правонарушений в сфере природопользования.

Уточнен перечень видов административных правонарушений, срок давности по которым составляет 1 год.

Согласно изменениям речь идет в т. ч. о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

Если после выявления некоторых нарушений осуществляются экспертиза, иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то проводится административное расследование.

К таким нарушениям дополнительно отнесено несоблюдение законодательства в области природопользования.

 

3. Федеральный закон от 02.04.2014 N 61-ФЗ "О внесении изменений в статью 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях".

Существенно ужесточена административная ответственность за порчу земель.

Максимальный штраф за уничтожение плодородного слоя почвы, а также за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами увеличен с двух до пяти тысяч рублей для граждан, с четырех до тридцати тысяч рублей для должностных лиц и с сорока до восьмидесяти тысяч рублей для юридических лиц. Для индивидуальных предпринимателей данный штраф возрос с четырех до сорока тысяч рублей.

Максимальный штраф за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы увеличен с одной до трех тысяч рублей для граждан, с трех до десяти тысяч рублей для должностных лиц и с тридцати до пятидесяти тысяч рублей для юридических лиц.

 

4. Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ".

Налогоплательщики, применяющие УСН и ЕНВД, будут платить налог на имущество.

Установлена обязанность указанных налогоплательщиков уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, налоговая база по которым определяется как ее кадастровая стоимость. Соответствующие поправки вносятся в статьи 346.11 и 346.26 НК.

Кроме того, физические лица, не получившие уведомление на уплату налога на имущество, обязаны сообщить в налоговые органы о наличии у них недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Соответствующее дополнение внесено в статью 23 Налогового кодекса РФ (сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов должно представляться в налоговый орган по месту жительства однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом).

За непредставление (несвоевременное представление) указанных сведений введена налоговая ответственность, предусматривающая взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

 

5. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 18 "О внесении изменения в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Возражения на требования конкурсных кредиторов, основанные на пропуске исковой давности, могут заявляться любым лицом, имеющим право на заявление таких возражений в соответствии со статьями 71 или 100 Закона о банкротстве.

Согласно ранее действовавшей позиции ВАС РФ, такие возражения могли подаваться:

- до введения наблюдения - должником;

- в период наблюдения - должником, представителями учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия;

- в течение финансового оздоровления - должником, представителями учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия;

- в ходе внешнего управления - внешним управляющим, представителями учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия;

- в период конкурсного производства - конкурсным управляющим, представителями учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия.

 

6. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 17 "Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга".

ВАС РФ обобщил практику по делам, связанным с договором выкупного лизинга, в том числе по символической цене.

В обзоре даны разъяснения по вопросам применения законодательства о финансовой аренде (лизинге) при рассмотрении споров между сторонами договора об имущественных последствиях расторжения договора.

Сообщается, в частности, о необходимости соотнесения взаимных представлений, совершенных до момента расторжения договора (расчете сальдо встречных обязательств).

Так, например, отмечено, что если полученные лизингодателем платежи в совокупности со стоимостью возращенного предмета лизинга меньше доказанной лизингодателем суммы представленного лизингополучателю финансирования, платы за названное финансирование за время до фактического возврата этого финансирования, а также убытков лизингодателя и иных установленных санкций, лизингодатель вправе взыскать с лизингополучателя соответствующую разницу.

 

7. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах".

Пленум ВАС РФ представил разъяснения о свободе договора и ее пределах.

В Постановлении Пленума ВАС РФ говорится, в частности, следующее:

законодательная норма может содержать явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например, указано, что такое соглашение ничтожно, запрещено, не допускается и т.п.). Вместе с тем из целей законодательного регулирования может следовать, что содержащийся в императивной норме явно выраженный запрет на соглашение сторон может толковаться ограничительно. Суд может признать, что данный запрет не допускает установления таких условий, которые будут ущемлять охраняемые законом интересы той стороны, на защиту которой эта норма направлена;

при отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), нарушения грубого баланса интересов сторон;

если норма содержит прямое указание на возможность предусмотреть иное соглашением сторон, суд может истолковать такое указание ограничительно, т.е. сделать вывод о том, что диспозитивность нормы ограничена определенными пределами;

если сторонами заключен договор, не предусмотренный законом (непоименованный), судам следует иметь в виду, что нормы об отдельных видах договоров могут быть применимы к такому договору по аналогии закона в случае сходства отношений и отсутствия их прямого урегулирования соглашением сторон. При этом применение императивных норм возможно в исключительных случаях, для защиты интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов или недопущения грубого нарушения баланса интересов;

в случаях, когда договор содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для одного из контрагентов или существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), суд вправе применить к такому договору положения ст. 428 ГК РФ, изменив или расторгнув договор по требованию контрагента. Слабая сторона также вправе заявить о недопустимости применения несправедливых условий договора на основании ст. 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по ст. 169 ГК РФ.

При разрешении споров, возникающих из неясности условий договоров (когда невозможно установить действительную общую волю сторон), толкование должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила его проект или формулировку соответствующего условия.

 

8. Постановление Президиума Совета судей РФ от 27 февраля 2014 г. № 386 О подготовке проектов федерального конституционного закона "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в части конкретизации порядка выплаты судьям ежеквартального денежного поощрения.

 

9. Постановление Президиума Совета судей РФ от 27 февраля 2014 г. № 384 Об установлении дополнительных правовых гарантий защиты прав на материальное обеспечение судей, ушедших с судейских должностей до вступления в силу Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".

 

10. Постановление Президиума Совета судей РФ от 27 февраля 2014 г. №387 "О предложении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по созданию в Совете судей Российской Федерации и в советах судей в субъектах Российской Федерации комиссий по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий".  

 

11. Постановление Президиума Совета судей РФ от 27 февраля 2014 г. №385 "О порядке исчисления стажа работы в должности судьи для возникновения у пребывающего в отставке судьи права заниматься трудовой деятельностью".  

 

12. Постановление Президиума Совета судей РФ от 27 февраля 2014 г. №383 "О мероприятиях, проводимых Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по созданию на сайтах

 

 

 

 

П Р О Е К Т Ы

 

1. Проект Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".

В проекте разъяснений, подготовленном ВАС РФ, обобщены рекомендации по рассмотрению споров, связанных с взиманием НДС.

В проекте содержатся разъяснения, затрагивающие, в частности, следующие вопросы:

условия использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ (уведомление налогового органа об использовании данного права, определение размера выручки для целей применения ст. 145 НК РФ);

исполнение обязанности по перечислению в бюджет суммы налога лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (освобожденными от уплаты налога) и неправомерное применение данными лицами налогового вычета;

определение налоговых последствий в связи с совершением отдельных операций (списание имущества по причине порчи или хищения, передача товаров в рекламных целях, уступка требования о возврате денежных средств и др.);

применение ставки налога ноль процентов при реализации, в частности, услуг международной перевозки товаров, реализации драгметаллов, пониженной ставки налога 10 процентов при реализации продовольственных товаров;

применение налоговых вычетов с учетом вида договора, а также установленного порядка и формы осуществления расчетов.

 

2. Проект Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока".

На Дальнем Востоке предлагается создавать территории опережающего социально-экономического развития.

В законопроекте под территорией опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) понимается территория регионов Дальнего Востока, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Законопроект определяет условия, в том числе порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития, устанавливает правовое положение резидентов ТОР и особенности осуществления ими предпринимательской и иной деятельности, определяет порядок подачи документов и требования к ним.

Предполагается, что на ТОР будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, который заключается в следующем:

особый режим землепользования;

установление льготных ставок арендной платы;

налоговые льготы и льготы по страховым платежам;

особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;

льготное подключение к объектам объектов инфраструктуры ТОР;

предоставление государственных услуг на ТОР;

применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран ОЭСР; 

возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности в ТОР квалифицированный иностранный персонал.

Законопроектом установлены особые условия:

осуществления градостроительной деятельности (упрощенный порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории ТОР);

проведения государственной экологической экспертизы в максимально короткий срок - 45 дней;

изъятия и предоставления земельных участков и (или) иного имущества в сокращенные сроки и порядок обжалования и порядок выкупа;

установления сервитутов в отношении земельных участков в сокращенные процессуальные сроки установления.

 По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит обеспечить резидентам ТОР лучшие (конкурентоспособные) условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

3. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, части первую и вторую Налогового кодекса РФ и иные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки Дальнего Востока".

На дальневосточных территориях опережающего социально-экономического развития предлагается создать особые условия для ведения предпринимательской деятельности.

Проект федерального закона определяет механизм финансирования мероприятий, направленных на опережающее развитие Дальнего Востока, налоговые и иные льготы, содержит перечень изъятий из общих правил регулирования.

Законопроектом, в частности, предполагается создание государственного Фонда развития Дальнего Востока, который представляет собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях софинансирования государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства, и в иных целях, связанных с мероприятиями по развитию Дальнего Востока.

Создание указанного Фонда обусловлено необходимостью ускоренного социально-экономического развития регионов Дальнего Востока, а также потребностью в реализации крупномасштабных инвестиционных проектов на территории Дальневосточного федерального округа.

Основные изменения, вносимые в части первую и вторую НК РФ и устанавливающие особые режим налогообложения для резидентов ТОР, направлены на формирование более благоприятного режима налогообложения, чем в странах АТР.

В частности, для резидентов предусматривается:

освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость;

установление 0 ставки налогообложения при реализации товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию опережающего социально-экономического развития для использования организациями или индивидуальными предпринимателями, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, осуществляющими деятельность на территории опережающего социально-экономического развития;

 установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций. Для организаций - резидентов ТОР налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов. Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не может быть выше 5 процентов в течение десяти налоговых периодов начиная с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации приобрела статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, и не может быть более 10 процентов в течение следующих налоговых периодов;

освобождение от налогообложения по налогу на имущество организаций или индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

Законопроектом также вносятся изменения в некоторые федеральные законы, устанавливающие, в частности, особенности:

изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество;

утверждения и применения требований технических регламентов;

проведения государственной экологической экспертизы;

осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ на территориях социально-экономического развития;

осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности;

организации местного самоуправления;

осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием территорий опережающего социально-экономического развития.

Сервис временно не доступен