Новое в законодательстве и судебной практике на 05.06.2014

 Новое в законодательстве и судебной практике на 05.06.2014

 

1. Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации".

Реформа системы арбитражных судов: перебоев в работе быть не должно.

Поправки касаются реформирования системы арбитражных судов в связи с объединением ВАС РФ и ВС РФ. Напомним, что ВАС РФ упраздняется, а его функции передаются вновь создаваемому ВС РФ.

В связи с этим ВАС РФ исключается из системы арбитражных судов в России.

Федеральные арбитражные суды округов переименовывают в арбитражные суды округов. При этом их компетенция, полномочия, а также количество сохраняются. Порядок формирования судебных коллегий и составов не меняется.

Полномочия и компетенция апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов Федерации также остаются прежними. При этом судебные присутствия таких судов, расположенные вне места их постоянного пребывания, образовываются федеральным законом.

Судей в состав президиума любого арбитражного суда согласно поправкам утверждает Пленум ВС РФ (по представлению председателя соответствующего суда). При этом срок нахождения судьи в составе президиума не ограничивается.

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов возлагается на Судебный департамент при ВС РФ.

Общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов устанавливается законом о федеральном бюджете. При этом ВС РФ определяет численность судей и работников аппаратов конкретных судов. Место постоянного пребывания арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, постоянного судебного присутствия арбитражного суда, специализированного суда устанавливается федеральным законом. Уточняются полномочия Суда по интеллектуальным правам и вновь создаваемого ВС РФ.

Предусмотрены переходные положения, направленные на бесперебойную работу арбитражных судов. В частности, ранее данные разъяснения Пленума ВАС РФ применяются, пока не будут приняты соответствующие решения Пленума ВС РФ. Ранее созданные судебные коллегии и постоянные судебные присутствия функционируют до момента образования новых коллегий и присутствий. Члены президиумов арбитражных судов продолжают свою работу до момента утверждения новых составов.

Федеральный конституционный закон вступает в силу через 180 дней после введения в действие поправок к Конституции РФ об объединении ВАС РФ и ВС РФ.

 

2. Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. N 9-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Реформирование работы Конституционного Суда РФ.

Поправки направлены на совершенствование организации деятельности Конституционного Суда РФ и процедур рассмотрения дел в нем.

Так, правомочный состав КС РФ (в котором он вправе осуществлять свою деятельность) сокращен с 3/4 до 2/3 от общего числа судей (их всего 19). Уточнен порядок заполнения вакансий судей КС РФ. Исключено общее правило о продолжении исполнения обязанностей судьи после достижения предельного возраста до назначения на должность нового судьи.

Предусмотрено, что по ряду организационных вопросов, а также в заседаниях решение принимается большинством голосов не от общего числа, а от числа действующих судей.

В числе полномочий КС РФ прямо закреплена проверка на соответствие Конституции РФ вопроса, выносимого на всероссийский референдум.

Установлен срок подачи жалобы в КС РФ в порядке конкретного нормоконтроля - 1 год после рассмотрения дела в суде.

Сокращено до 1 количество копий документов, представляемых заявителями в КС РФ.

Более четко регулируется такое основание отказа в принятии к рассмотрению обращения, как утрата оспариваемым актом юридической силы. Закреплено, что КС РФ отказывает в принятии обращения к рассмотрению, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу. Исключением является случай, когда он продолжает применяться в правоотношениях, возникших в период его действия.

Расширены возможности разрешения дел без проведения слушаний. В частности, сняты ограничения на применение этой процедуры к федеральным законам, конституциям (уставам) субъектов Федерации в случае абстрактного нормоконтроля.

Также урегулирована ситуация, когда решение Европейского Суда по правам человека фактически становится препятствием для применения норм российского законодательства. Предусмотрена возможность подачи запроса в КС РФ о подтверждении конституционности таких норм.

Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

3. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами".

Объединение ВС РФ и ВАС РФ: законодательные поправки.

Поправки обусловлены объединением ВС РФ и ВАС РФ. Сфера компетенции последнего передана вновь образованному Верховному Суду РФ.

Из подведомственности арбитражных судов исключены дела, связанные с оспариванием нормативных правовых актов. Соответствующие поправки внесены в ряд законов, в т. ч. об основах регулирования тарифов ЖКХ, о рекламе, о защите конкуренции, о страховых взносах, о таможенном регулировании.

Дела об оспаривании кадастровой стоимости также рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Кроме того, внесены изменения в КоАП РФ. Согласно им вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом РФ. Условие - исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Рассматривать указанные решения правомочны Председатель ВС РФ, его заместители либо по их поручению судья ВС РФ.

Часть поправок вызвана корректировкой Закона о судебной системе. К федеральным судам отнесены арбитражные суды округов, а не федеральные арбитражные суды округов, как было ранее.

Судьям, пребывающим в отставке, разрешили замещать государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

Федеральный закон применяется по истечении 180 дней после вступления в силу конституционной поправки об объединении ВС РФ и ВАС РФ.

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 28 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью".

Пленум ВАС РФ разъяснил особенности оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

В частности, Пленум ВАС РФ указал, что нормы Федеральных законов "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "Об акционерных обществах" являются специальными по отношению к статье 173.1 и пункту 3 статьи 182 ГК РФ. В связи с этим сделки, совершенные без необходимого согласия органа юридического лица, а также сделки, совершенные представителем юридического лица в отношении себя лично либо в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, не подпадающие под нормы о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, могут быть оспорены по правилам статьи 173.1 и пункта 3 статьи 182 ГК РФ.

В случае если крупная сделка или сделка с заинтересованностью была одобрена общим собранием акционеров, она может быть признана недействительной на основании пункта 2 статьи 174 ГК РФ.

Пленум ВАС РФ разъяснил, что срок исковой давности по требованиям о признании недействительной сделки, совершенной с нарушением порядка ее одобрения, исчисляется с момента, когда истец узнал или должен был узнать о том, что такая сделка требовала одобрения в порядке, предусмотренном законом или уставом, хотя бы она и была совершена раньше.

При этом предполагается, что участник должен был узнать о совершении сделки с нарушением порядка ее одобрения не позднее даты проведения годового общего собрания акционеров по итогам года, в котором была совершена сделка, если из предоставлявшихся участникам собрания материалов можно было сделать вывод о совершении такой сделки.

Как указал Пленум ВАС РФ, разъяснения, содержащиеся в Постановлении, подлежат применению также при рассмотрении судами дел об оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью государственных и муниципальных унитарных предприятий, кооперативов, автономных учреждений и иных некоммерческих организаций, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа отношений.

Признаны утратившими силу:

Постановление Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 N 40 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о сделках с заинтересованностью";

пункты 30 - 36 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах".

 

5. Решение ВАС РФ от 26.05.2014 N ВАС-15607/13 <О признании недействующим пункта 48.8 Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утв. Приказом ФТС России от 18.04.2012 N 760>.

ВАС РФ уточнил срок представления дополнительных документов по запросу таможенного органа, принимающего предварительное решение по классификации товаров по ТН ВЭД ТС.

Суд признал недействующим пункт 48.8 Административного регламента, утвержденного приказом ФТС России от 18.04.2012 N 760. Согласно данному пункту документы и сведения, запрошенные таможенным органом, могли быть переданы в сроки, необходимые заявителю для их представления, но не превышающие 60 календарных дней с даты регистрации ФТС России уведомления о дополнительной информации.

Суд решил, что данный пункт противоречит части 3 статьи 54 ТК ТС, в соответствии с которой 60-дневный срок для представления дополнительных документов исчисляется не с даты регистрации ФТС России указанного уведомления, а со дня письменного уведомления заявителя.

 

 

 

П Р О Е К Т Ы

 

Проект Постановления Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2015 году"

Продолжительность новогодних и майских праздников в 2015 году может быть увеличена за счет переноса выходных дней.

Правительство РФ подготовило проект постановления, в соответствии с которым планируется перенести выходные дни 3 и 4 января (суббота и воскресенье), совпадающие с новогодними праздничными днями, увеличив тем самым "новогодние каникулы" и майские праздники.

Таким образом, установленные Трудовым кодексом РФ праздничные дни с 1 по 8 января 2015 года будут дополнены еще одним днем - пятница 9 января (за счет перенесенного выходного дня - 3 января). Поскольку 10 и 11 января - суббота и воскресенье, первым рабочим днем в 2015 году будет 12 января 2015 года.

Также предусматривается перенести 4 января 2015 года (воскресенье) на понедельник 4 мая 2015 года. Следовательно, майские праздники продлятся с 1 по 4 мая 2015 года.

Сервис временно не доступен