Новое в законодательстве и судебной практике на 19.06.2014

 Новое в законодательстве и судебной практике на 19.06.2014

 

1. Постановление Правительства РФ от 09.06.2014 N 532 "Об уполномоченных органах РФ по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов"

Определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный контроль за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012).

Установлено, что указанный государственный контроль (надзор) в пределах установленной компетенции осуществляется:

в рамках осуществления государственного надзора - Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

в рамках осуществления государственного экологического надзора - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, органами исполнительной власти субъектов РФ;

в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

2. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 18588/13 <Об отмене решения ВАС РФ от 16.09.2013 N 10012/13 и направлении на новое рассмотрение дела о признании частично не действующими и не соответствующими Налоговому кодексу РФ приложений N 1, N 2 и N 3, утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@>

Отменено решение ВАС РФ, которым Приказ ФНС России о форме уведомлений о контролируемых сделках был признан соответствующим НК РФ.

В сентябре 2013 года соответствие Приказа ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ НК РФ оспаривалось несколькими организациями, которые полагали, что он не соответствует пункту 3 статьи 105.16 НК РФ, предусматривающему закрытый перечень сведений, отражаемых в уведомлениях о контролируемых сделках.

Вопреки данному пункту Приказ требовал представления, в частности, информации о коде предмета сделки по ТН ВЭД, ОКП и ОКВЭД, коде страны происхождения предмета сделки по ОКСМ и т.д. ВАС РФ признал, что требования Приказа соответствуют НК РФ, так как, в частности, касаются информации, необходимой для налогового контроля за показателями, оказывающими влияние на объекты налогообложения (Решение ВАС РФ от 16.09.2013 N 10012/13).

Президиум ВАС РФ отменил данное решение ВАС РФ и указал следующее.

Суть представления уведомления заключается в представлении информации, достаточной для первичного анализа и принятия мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля, с истребованием расширенной информации, предусмотренной статьей 105.15 НК РФ, и документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства.

При ином подходе налоговый контроль за сделками между взаимозависимыми лицами и иными приравненными к ним сделками будет сведен, по существу, к углубленным проверкам, проводимым ФНС России в порядке, установленном главой 14.5 НК РФ, с истребованием по всем контролируемым сделкам расширенной аналитической информации и документации, предусмотренной статьей 105.15 НК РФ.

ФНС России при утверждении формы уведомления была вправе определить объем сведений, характеризующих предметы сделок (существенные условия, характеризующие предоставляемое по сделке исполнение и (или) влияющие на ценообразование), с учетом того, чтобы полученная информация позволяла оценить и принять мотивированное решение по вопросу о необходимости проведения проверки в порядке, предусмотренном главой 14.5 НК РФ.

При этом суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что ФНС России при утверждении уведомления могла требовать указания в нем достаточных сведений для проведения налоговой проверки цен контролируемой сделки без использования мероприятий налогового контроля, предусмотренных в главе 14.5 НК РФ. Суд не оценил соответствие сведений, указание которых предписано оспариваемыми положениями приказа, тем сведениям, которые указаны в пункте 3 статьи 105.16 НК РФ.

В связи с этим Президиум ВАС РФ признал, что указанное решение ВАС РФ нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и подлежит отмене.

Дело направлено на новое рассмотрение в ВАС РФ.

 

П Р О Е К Т Ы

1. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вносится Правительством Российской Федерации).

Подготовлен 4-й антимонопольный пакет поправок в законодательство.

ФАС России разработан и представлен Правительству РФ для последующего внесения в Госдуму проект поправок в антимонопольное законодательство.

В нем предусмотрен ряд мер по снижению административной нагрузки на бизнес. В частности, предлагается отказаться от признания доминирующей компании, доля которой не превышает 35%. Планируется отменить ведение реестра лиц, занимающих на товарном рынке долю свыше 35%, и контроль за сделками по экономической концентрации таких субъектов.

Правительство РФ предлагается наделить правом устанавливать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся естественным монополистом, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более 70%. В законопроекте прописаны требования к содержанию таких правил.

Уточняются понятие картеля и критерии допустимости "вертикальных" соглашений. Предлагается отнести к "вертикальным" соглашениям агентский договор.

Совершенствуется порядок осуществления контроля за субъектами естественной монополии.

Только с предварительного согласия антимонопольного органа будут заключаться соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности, если суммарная стоимость их активов превышает 7 млрд руб. либо их общая выручка за год составляет более 10 млрд руб.

Уточняются антимонопольные требования к заключению договоров с финансовыми организациями при проведении госзакупок. Предлагается исключить из перечня услуг, которые приобретаются только через открытый конкурс (аукцион) услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Требование о наличии определенного рейтинга госзаказчики смогут вводить только при условии несоответствия финансовой организации требуемому уровню финансовой устойчивости и платежеспособности. Последний будут определять исходя из представляемой в ЦБ РФ отчетности.

Корректируются правила предоставления государственных и муниципальных преференций. Хозяйствующие субъекты смогут рассчитывать на них при условии, что выручка от поддерживаемого вида деятельности составляет не менее 75% общей выручки за год. Исключение сделают для малого и среднего бизнеса, а также сферы обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Планируется прописать порядок использования преференций.

В целях снижения государственного вмешательства в экономику законопроект устанавливает антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и хозобществ с долей участия государства более 50%. По общему правилу, для их создания понадобится предварительное согласие антимонопольного органа (кроме случаев создания хозобществ и предприятий федеральным законом либо правовым актом Президента или Правительства РФ). Оно может быть получено лишь в случае, если предприятие или хозобщество создается для деятельности на рынке с неразвитой или недостаточно развитой конкуренцией либо для создания и развития индустриальных парков (технопарков) и привлечения инвестиций на определенные территории.

Планируется расширить полномочия антимонопольных органов. В частности, они смогут выносить предостережения и предупреждения должностным лицам органов власти и местного самоуправления, Банка России. Работники антимонопольного органа для реализации своих полномочий смогут получать от налоговых органов сведения, составляющие налоговую тайну.

Также планируется усовершенствовать порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения к административной ответственности.

 

2. Проект федерального закона № 543504-6 “О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (вносится Правительством Российской Федерации).

Со следующего года могут существенно вырасти размеры госпошлин.

09.06.2014 на рассмотрение в Госдуму поступил проект поправок к НК РФ, предусматривающий существенное увеличение размеров госпошлин (кроме тех, которые взимаются за совершение нотариальных действий).

Дело в том, что размеры госпошлин не индексировались начиная с 2009 г. С этого времени по 2015 г. включительно суммарный показатель инфляции должен составить 61%. Исходя из него размеры госпошлин предлагается поднять в среднем на 57%.

При этом планируется ввести понижающий коэффициент для физлиц, которые обратились за предоставлением государственных (муниципальных) услуг в электронной форме (через Единый или региональные порталы). В этом случае гражданин заплатит лишь 70% от установленного размера госпошлины.

 

3. Проект федерального закона N 546601-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (вносится депутатами Государственной Думы Синельщиковым Ю.П., Соловьевым В.Г.).

 

4. Проект Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

ВАС РФ подготовит разъяснения по вопросам оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В проекте предлагается разъяснить, в частности, следующее:

лицензия на производство (закупку), хранение и поставку либо на розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не охватывает оказания услуг третьим лицам по хранению принадлежащей им одноименной продукции;

для оказания таких услуг должна быть получена отдельная лицензия;

возникновение задолженности по налогам и сборам в процессе производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может служить основанием аннулирования или приостановления действия лицензии;

организации - покупатели указанной продукции обязаны проверять подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок в ЕГАИС и в случае оборота продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке, могут быть лишены лицензии в судебном порядке;

ведение организацией деятельности по производству и обороту указанной продукции на базе обособленного подразделения, не указанного в лицензии, должно рассматриваться как нарушение лицензионных требований;

нарушения, связанные с деятельностью хотя бы одного обособленного подразделения организации, в том числе неуказание в лицензии места нахождения конкретного подразделения, влекут предусмотренные законом или КоАП РФ последствия для организации в целом.

Рассматриваются особенности привлечения к административной ответственности за нарушения в области оборота указанной продукции.

Сервис временно не доступен