Новое в законодательстве и судебной практике на 26.06.2014

 Новое в законодательстве и судебной практике на 26.06.2014

 

1. Постановление Правительства РФ от 18.06.2014 N 559 "Об утверждении Правил включения юридических лиц в реестр экспертных организаций"

Экспертные организации, включенные в реестр, смогут проводить экспертизу документов и сведений, представленных заявителем или аккредитованным лицом, а также выездную экспертизу их соответствия критериям аккредитации.

Включать организации в реестр и исключать их из него будет Росаккредитация. Для включения в реестр организации потребуется представить в Росаккредитацию:

- заявление, подписанное руководителем организации или лицом, которое в силу закона или учредительных документов организации выступает от его имени;

- руководство по качеству, подтверждающее наличие у организации внедренной системы менеджмента качества;

- копии трудовых книжек экспертов по аккредитации, работающих в организации по основному месту работы;

- опись прилагаемых документов.

Решение о включении организации в реестр будет приниматься в течение 30 рабочих дней со дня поступления указанных документов.

Определен перечень оснований исключения экспертной организации из реестра, а также его порядок.

Постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

 

2. Федеральный закон от 23.06.2014 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ"

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ, позволяют избежать двойного обложения налогом на доходы физических лиц:

- страховых взносов по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, уплаченных работодателем за налогоплательщиков до 1 января 2008 года, и страховых выплат по данным договорам, произведенным после 1 января 2008 года;

- пенсионных выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, по которым пенсионные взносы были внесены до 1 января 2005 года, и сумм пенсий по данным договорам, выплаченным после 1 января 2005 года.

 

3. Федеральный закон от 23.06.2014 N 167-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ"

К числу не подлежащих налогообложению доходов, перечисленных в статье 251 НК РФ, отнесены также суммы возмещений, получаемых НПФ и ПФР в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц...".

Уточнен порядок определения прибыли (убытка), учитываемой в целях налогообложения при реорганизации НПФ, являющегося некоммерческой организацией. В том числе установлены правила определения стоимости получаемых акционерами акций реорганизуемого негосударственного пенсионного фонда - она признается равной стоимости (остаточной стоимости) имущества (имущественных прав), внесенного в виде взноса в совокупный вклад учредителей реорганизуемого НПФ, определенной по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество.

Установлен порядок исполнения в 2014 году обязанности по уплате налога с доходов в виде дивидендов с учетом изменений, касающихся функций налогового агента, при их выплате российским организациям.

Поправками, вносимыми в главу 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц", уточняется порядок налогообложения доходов от реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком в результате реорганизации организаций (в том числе НПФ), с учетом срока их нахождения в собственности

 

4. Федеральный закон от 23.06.2014 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Поправками в КоАП РФ установлена ответственность:

- за нарушение органом по сертификации установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил ее заполнения, не повлекшее за собой необоснованной выдачи сертификата соответствия;

- за нарушение экспертной организацией требований законодательства РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;

- за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований законодательства РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;

- за дачу заведомо ложного заключения экспертом по аккредитации, техническим экспертом при подготовке экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы.

Закон вводит единообразное регулирование отношений по аккредитации в сфере семеноводства, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, связи, обеспечения единства измерений и т.д.

Закон вступает в силу с 1 июля 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

5. Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ"

В частности:

- определяются особенности приобретения гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно;

- предусматривается возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков;

- уточняются правовые нормы, определяющие понятие "земельный участок", устанавливающие порядок образования земельных участков, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия сделок с земельными участками.

Отдельно регулируются отношения в области установления сервитутов, перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ.

Гражданский кодекс РФ дополнен статьей, предусматривающей отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, Лесной кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", ряд других федеральных законов приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Земельный кодекс РФ.

 

6. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость"

В Постановлении разъясняется, в частности, следующее:

- государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица, могут являться плательщиками НДС, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов;

- лицам, которые фактически использовали в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не может быть отказано в праве на такое освобождение лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов, указанных в пункте 3 статьи 145 НК РФ;

- в целях применения статьи 145 НК РФ поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), не должны учитываться при определении выручки;

- в статье 148 НК РФ понятие "услуги" шире, чем предусмотрено пунктом 5 статьи 38 НК РФ, и включает в себя аренду, передачу и предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав;

- невыполнение налогоплательщиком при ведении хозяйственной деятельности тех или иных правовых предписаний (неполучение лицензии и др.) влечет для него неблагоприятные налоговые последствия (невозможность применять налоговые вычеты и др.) лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ;

- передача контрагенту товаров (работ, услуг) в качестве сувениров, подарков и бонусов без взимания с него отдельной платы облагается НДС как передача товаров на безвозмездной основе, если налогоплательщик не докажет, что цена основного товара включает в себя стоимость сувениров, подарков и др. и исчисленный с основной операции налог охватывает и их передачу;

- налогоплательщик не может быть лишен права на налоговый вычет в случаях, когда предварительная оплата товаров (работ, услуг), имущественных прав производится в натуральной форме;

- если арендатор осуществляет капитальные вложения в арендованное имущество в качестве согласованной сторонами формы арендной платы, суммы налога, предъявленные ему по приобретенным в этой связи товарам, имущественным правам, принимаются арендатором к вычету в том же порядке, что и суммы налога, предъявляемые арендодателем в составе арендной платы.

 

7. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 28.03.2014 N СП-21/4 "Об утверждении справки по вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров"

Как указывается в справке, для ее целей под доменными спорами понимаются споры по использованию доменных имен, тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками или иными средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

В справке, в частности, разъясняется следующее:

- сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного или сходного до степени смешения с общеизвестным товарным знаком, является нарушением исключительного права на указанный товарный знак;

- действия по регистрации доменного имени (в том числе с учетом обстоятельств его последующего использования) могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции;

- требование о возмещении убытков за незаконное использование товарного знака при использовании доменного имени может быть предъявлено к администратору доменного имени и лицу, фактически использовавшему доменное имя;

- заключение договора "об аренде доменного имени" не может снять с администратора доменного имени ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак или переложить ее на другое лицо;

- злоупотребление правом на регистрацию и использование доменного имени (администрированию, делегированию и др.), тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком или иным средством индивидуализации, может быть допущено лицом, не являющимся непосредственным конкурентом на товарном рынке.

В приложении разъясняются положения Единообразной политики по разрешению споров в связи с доменными именами, одобренной Интернет-корпорацией по присвоению названий и номеров (ICANN).

 

8. "Справка по вопросам недобросовестного поведения, в том числе конкуренции, по приобретению и использованию средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий" (утв. постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 21.03.2014 N СП-21/2)

В справке, в частности, разъясняется следующее:

- в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 1512 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если связанные с государственной регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией;

- суд может квалифицировать нечестность поведения лица при приобретении исключительного права на товарный знак с учетом субъективных критериев такого поведения, поскольку суд оценивает все обстоятельства конкретного дела в их совокупности и взаимной связи;

- критерием квалификации действий лица, зарегистрировавшего обозначение в качестве товарного знака, как злоупотребления правом или недобросовестной конкуренции может служить предшествовавшее использование спорного обозначения;

- при рассмотрении судом вопроса о том, является ли регистрация обозначения в качестве товарного знака актом недобросовестной конкуренции, в качестве критерия недобросовестного поведения может быть принято во внимание последующее (после регистрации) поведение правообладателя;

- само по себе неиспользование правообладателем товарного знака, в том числе осуществляющего действия по "аккумулированию" товарных знаков, не свидетельствует о злоупотреблении правом и (или) недобросовестной конкуренции.

 

ПРОЕКТЫ

1. Проект Федерального закона N 552089-6 "О внесении изменения в статью 8.1 части первой Гражданского кодекса РФ"

В Госдуму внесен законопроект, согласно которому с 1 января 2015 года сделки, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации, должны быть нотариально удостоверены, если иное не установлено законом.

Законопроект направлен против "рейдерских" захватов недвижимости. По мнению разработчиков проекта, при обязательном участии нотариуса в оформлении сделки незаконное отчуждение недвижимости станет невозможным.

Сервис временно не доступен