Новое в законодательстве и судебной практике на 24.07.2014

 Новое в законодательстве и судебной практике на 24.07.2014

 

1. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе".

Инвестиционное товарищество - только для юрлиц!

Уточнено правовое положение инвестиционного товарищества.

Расширен перечень объектов инвестирования. В него включены ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к размещению и (или) публичному обращению в России.

Пересмотрены требования к договору инвестиционного товарищества. Так, вводится запрет на участие в договоре физлиц. Лицо, уже являющееся стороной договора, может сохранить свое участие в нем вплоть до его прекращения.

Также в договоре можно указать условие о запрете управляющему товарищу участвовать в нескольких договорах инвестиционного товарищества. Предусматривается возможность присоединения к договору.

Детализируются права и обязанности товарищей. На управляющего товарища возлагается обязанность вести реестр участников договора и представлять сведения о них уполномоченному лицу.

Прописывается порядок внесения вкладов товарищей.

Расширяются возможности использования общего имущества товарищей. Управляющий товарищ может размещать входящие в состав общего имущества денежные средства в банковские депозиты, предоставлять их взаймы. Также за счет общего имущества можно приобретать инвестиционные паи ПИФов.

Установлен перечень расходов, осуществляемых за счет общего имущества товарищей.

Уточняется порядок ведения общих дел товарищей. Для совершения сделок и ведения иных общих дел управляющему товарищу не нужна доверенность. Кроме того, он может поручить выполнение некоторых своих полномочий по ведению общих дел другим лицам, выдав им нотариально заверенные доверенности либо заключив с ними агентские договоры, договоры поручения или договоры комиссии (если это не запрещено договором инвестиционного товарищества).

Прописываются последствия прекращения полномочий управляющего товарища.

Устанавливается порядок учета прав на общее имущество товарищей.

Конкретизируется порядок прекращения договора инвестиционного товарищества.

 

2. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Со следующего года размеры госпошлин увеличатся в среднем на 57%.

Существенно повышаются размеры госпошлин (кроме тех, которые взимаются за совершение нотариальных действий).

Дело в том, что госпошлины не индексировались начиная с 2009 г. С этого времени по 2015 г. включительно суммарный показатель инфляции должен составить 61%. Исходя из него размеры платежей подняли в среднем на 57%.

При этом предусмотрен понижающий коэффициент для физлиц, которые обратились за предоставлением государственных (муниципальных) услуг в электронной форме (через Единый или региональные порталы). В этом случае гражданин заплатит лишь 70% от установленного размера госпошлины. Данная льгота будет действовать до 1 января 2019 г.

Также установлена госпошлина за предоставление лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Она составляет 50 тыс. руб. За переоформление такой лицензии и выдачу ее дубликата взимается 5 тыс. руб.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

 

3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Студентам юрфака больше не место в прокуратуре.

Запрещено принимать на работу в прокуратуру студентов юридических факультетов. Напомним, что ранее в исключительных случаях помощниками районных, городских и приравненных к ним прокуроров могли назначаться студенты, прошедшие хотя бы половину обучения и не имеющие академической задолженности.

Кроме того, увеличен интервал между получением прокурорскими работниками дополнительного профобразования. Обучение проводится не реже 1 раза в 5 лет (прежде - минимум 1 раз в 3 года). При этом за сотрудниками прокуратуры сохраняется денежное содержание (а не только должностной оклад и надбавки за классный чин и выслугу лет).

Согласно поправкам лица, получившие высшее юридическое образование на основании договора о целевом приеме (обучении), а также прокурорские работники, очно проучившиеся по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в прокуратуре не менее 5 лет. При увольнении из нее до истечения указанного срока указанные лица должны полностью возместить затраты на их обучение. Это не касается случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с организационно-штатными мероприятиями, избранием или назначением на должность в органах госвласти и МСУ.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

4. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени".

С октября 2014 г. в России вводится постоянное "зимнее" время.

Внесены некоторые изменения в Закон об исчислении времени.

Часовая зона - это часть территории России, на которой действует единое время. Уточнено, что оно устанавливается не Правительством РФ, а законом.

Прописано, какие регионы входят в состав каждой часовой зоны. Ранее это устанавливало Правительство РФ.

Запрещен сезонный перевод времени.

26 октября 2014 г. в 2 часа ночи необходимо единожды перевести стрелки часов по всей стране на 1 час назад. Таким образом, вводится постоянное "зимнее" время.

Федеральный закон вступает в силу 26 октября 2014 г. в 2.00.

 

5. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации".

Аренда лесных участков: что изменилось?

В силу ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий последнего на основании соглашения сторон или по требованию одной из них не допускается. Расширен перечень исключений из этого правила.

Речь идет также об уточнении целевого назначения лесов, о существенном изменении параметров использования лесов или обстоятельств, из которых стороны договора исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли из-за природных явлений и стали основанием для внесения поправок в лесной госреестр.

Договор можно изменить и по решению суда при пересмотре количественных и качественных характеристик участка.

Типовые договоры аренды лесных участков утверждаются Правительством РФ. Это и ряд иных положений вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

6. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

За незаконную вырубку лесов накажут строже!

Цель поправок - усилить уголовную и административную ответственность за преступления и правонарушения в сфере лесного хозяйства.
В УК РФ введена статья о приобретении, хранении, перевозке, переработке в целях сбыта или о сбыте заведомо незаконно заготовленной древесины. Разграничена ответственность за совершение преступления в крупном размере (часть первая), группой лиц по предварительному сговору (часть вторая), в особо крупном размере или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения (часть третья).

Крупным считается размер, если стоимость незаконно заготовленной древесины, исчисленная по утвержденным Правительством РФ таксам, превышает 50 тыс. руб., особо крупным - 150 тыс. руб.

Расследование дел отнесено к подследственности дознавателей ОВД (части первая и вторая) и следователей (часть третья).

Ужесточена уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, а также за их уничтожение или повреждение. Увеличены штрафы, сроки лишения свободы. Так, за уничтожение или повреждение лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или другими источниками повышенной опасности будут наказывать штрафом в размере 200-400 тыс. руб. (ранее - 100-250 тыс. руб.). Если эти деяния причинили крупный ущерб, то нужно заплатить 300-500 тыс. руб. (вместо - 150-250 тыс. руб.).

В КоАП РФ внесены следующие изменения. К нарушениям правил использования лесов дополнительно отнесены приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (если нет признаков преступления). За эти деяния введен штраф. Для граждан - 5 тыс. руб., для должностных лиц - 50 тыс. руб., для юрлиц - от 400 до 700 тыс. руб.

Пересмотрена ответственность за несоблюдение правил заготовки древесины.

Кроме того, увеличены штрафы за самовольное использование лесов, за уничтожение ресурсов, за нарушение правил санитарной и пожарной безопасности в лесах и др.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

 

7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2014 г. N 14-ФКЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации".

Скорректирован порядок определения кворума Пленума Верховного Суда РФ.

Установлено, что Пленум ВС РФ правомочен при наличии не менее 2/3 от числа действующих судей ВС РФ (ранее - при наличии не менее 2/3 его состава).

Согласно прежней норме кворум определялся в зависимости от возможной максимальной численности ВС РФ. На практике это могло создать сложности в случае неполного укомплектования состава суда или выбытия отдельных судей из состава.

Федеральный конституционный закон вступает в силу через 180 дней после введения в действие Закона о поправке к Конституции РФ (в части объединения ВС РФ и ВАС РФ).

 

8. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Масштабные финансовые поправки!

Внесены поправки в ряд законодательных актов по финансовым вопросам.

Часть изменений обусловлена пенсионной реформой, созданием системы гарантирования пенсионных накоплений и акционированием НПФ. Прописаны требования к деятельности фондов, уставному капиталу и собственным средствам НПФ, органам их управления. Определяются разрешенные объекты инвестирования пенсионных накоплений.

Существенные изменения затрагивают рынок ценных бумаг. В частности, номинальный держатель (в том числе иностранный), осуществляющий учет прав на ценные бумаги владельцев, наделен правом участвовать в общем собрании владельцев ценных бумаг и голосовать по вопросам повестки дня без доверенности в соответствии с их указаниями.

Упрощается порядок выпуска документарных облигаций с обязательным централизованным хранением без залогового обеспечения, номинал и проценты по которым выплачиваются только деньгами. Решение об их выпуске может состоять из 2 частей. Первая часть - программа облигаций, где общим образом определяются права владельцев облигаций и иные условия для одного или нескольких выпусков облигаций. Вторая часть содержит конкретные условия отдельного выпуска облигаций. При этом проспект облигаций может быть зарегистрирован одновременно с программой.

Уточняется порядок допуска к публичному обращению в России ценных бумаг иностранных эмитентов.

Вводится уголовная ответственность за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовой организации.

Ряд изменений касается порядка банкротства кредитных организаций. Уточняется очередность удовлетворения требований кредиторов. Граждане, чьи вклады превышают застрахованный размер (700 тыс. руб.), могут получить оставшиеся деньги (но не более 300 тыс. руб.) до удовлетворения иных требований кредиторов первой очереди (при условии, что у банкрота остались активы).

Часть изменений затрагивает обязательные резервные требования к кредитным организациям.

Также вносятся изменения в "антиотмывочное" законодательство. В частности, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов могут поручать кредитной организации проведение идентификации клиента - физлица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.

Расширяются возможности зачисления денежных средств на счета физлиц-резидентов в зарубежных банках.

Федеральный закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

 

9. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Усовершенствована процедура государственной кадастровой оценки.

Закреплена обязанность оценщика (в случаях обязательности оценки) размещать информацию об отчете в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц в течение 10 рабочих дней по окончании 6 месяцев с даты составления документа. Приведен перечень конкретных данных.

Пересмотрены требования к содержанию договора на проведение оценки. Дополнительно включаются следующие сведения: цель мероприятия; дата определения стоимости объекта; сведения о договоре страхования ответственности юрлица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение требований договоров на проведение оценки и страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате несоблюдения установленных норм и правил. При необходимости отражаются данные о банковской гарантии, обеспечивающей надлежащее исполнение обязательств. Вносится информация о независимости оценщика и юрлица, с которым он заключил трудовой договор.

Уточнены общие требования к содержанию отчета об оценке. Определенная в нем рыночная стоимость является рекомендуемой для совершения сделки в течение 6 месяцев с даты составления.

Обновлены обязанности оценщика и юрлица, с которым заключен трудовой договор.

Закреплены положения о создании Совета по оценочной деятельности при уполномоченном федеральном органе, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Определены его состав, порядок работы.

Предусмотрена разработка типовых правил профессиональной этики оценщиков и требования к рассмотрению саморегулируемой организацией жалобы на нарушение ее членом действующих норм и правил.

В новой редакции изложена процедура кадастровой оценки. Уточнено, что такое кадастровая стоимость. Это стоимость, рассчитанная по итогам кадастровой оценки или рассмотрения споров либо определенная в иных установленных законом случаях.

Предусмотрено, что исполнители работ привлекаются на конкурсной основе по контрактной системе.

Закреплен перечень сведений, отражаемых в решении о проведении государственной кадастровой оценки. Среди них - год начала работ по определению кадастровой стоимости, виды объектов недвижимости, наименование региона их расположения.

Что касается отчета, то в экспертное заключение на него нужно включать информацию о поступивших замечаниях, их учете или неучете с соответствующим обоснованием.

Скорректированы положения о ведении фонда данных кадастровой оценки.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

 

10. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Земельный контроль (надзор): что изменится с нового года?

Президент РФ подписал поправки к ЗК РФ, Законам об общих принципах организации местного самоуправления и о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении контроля (надзора).

В новой редакции изложены статьи о целях охраны земель и о госмониторинге земель.

Обновлена глава XII Кодекса "Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, общественный и производственный контроль за использованием земель".

Новое наименование - "Государственный земельный надзор, муниципальный и общественный земельный контроль". Таким образом, производственный земельный контроль упразднен.

Прописана компетенция должностных лиц федеральных органов власти, уполномоченных на надзор. Так, они вправе проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения законодательства, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии акта о назначении проверки получать доступ на участки, проводить административное обследование объектов земельных отношений.

При выявлении признаков нарушений результаты обследования являются основанием для внеплановых проверок.

Предусмотрено, что порядок взаимодействия органов земельного госнадзора и муниципального земельного контроля устанавливается Правительством РФ.

Дополнен перечень видов госконтроля (надзора), в отношении которых другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок. В него включены земельный госнадзор и муниципальный земельный контроль.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

 

11. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Отказали в госрегистрации юрлица или ИП? Куда и как жаловаться?

Закреплен порядок обжалования решения о госрегистрации юрлиц и ИП или об отказе в ней.

Решение территориального органа о госрегистрации может быть обжаловано в вышестоящий, а также в федеральный орган и (или) в судебном порядке.

Решение об отказе - в вышестоящий орган. В федеральный орган или в суд можно обратиться только после обжалования в вышестоящий.

Жалоба подается в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен вышестоящим органом или Росреестром.

По общему правилу решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования.

 

12. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2014 г. N 167 "Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах Российской Федерации".

Определены критерии сложности дел для организации работы арбитражных судов.

Установлены критерии сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах, а также рекомендации по их применению.

Эти критерии используются для оценки качества работы судей, корректировки их нагрузки и более равномерного распределения дел.

Все споры разделены на три категории: особо сложные, сложные и менее сложные.

Каждой категории соответствует определенный числовой коэффициент.

Оценка проводится исходя из правовой и фактической сложности дела.

Правовая сложность дела определяется исходя из его категории (правовой природы спора).

При этом учитываются временные данные по работе, выполняемой судьей при производстве в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

К примеру, к делам особой сложности отнесены разбирательства об оспаривании актов в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Также особо сложными считаются, помимо прочего, дела, где объект спора - недвижимость, в т. ч. земля, а также корпоративные споры.

К категории менее сложных отнесены в т. ч. дела о взыскании обязательных платежей и санкций.

Фактическая сложность дела определяется исходя из его объема и проделанной по нему работы.

При этом применяются поправочные коэффициенты.

В частности, учитывается наличие обстоятельств, усложняющих рассмотрение спора: число истцов, ответчиков и других участвующих в деле лиц; количество заявленных требований и т. п.

Относительно дел о банкротстве указывается, что коэффициенты сложности используются как по основному делу, так по заявлениям, рассматриваемым в его рамках.

Дела при их поступлении автоматически распределяются с помощью программного обеспечения. При этом учитываются критерии их сложности для уравнивания нагрузки судей.

По итогам в автоматизированном режиме выводится фактический коэффициент сложности.

Критерии сложности используются только для организации работы суда и не учитываются в статотчетности.

Приведены правила использования критериев сложности при пересмотре дел, а также примеры подсчета коэффициентов.

 

13. О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46.

 

14. В связи с принятием постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 №169.

Сервис временно не доступен