Новое в законодательстве и судебной практике на 14.05.2015

 П Р О Е К Т Ы

 

1. Проект Федерального закона N 788111-6 "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ".

Предлагается усовершенствовать институт арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации.

Проект направлен на создание современного и эффективного механизма правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства) с учетом мировой практики в области регулирования деятельности третейских судов.

Законопроектом, в частности:

определяются общие требования к процедуре арбитража;

вводится подробное регулирование вопросов, связанных с заключением арбитражного соглашения, а также устанавливаются общие требования к лицам, выступающим в качестве арбитров;

предлагается иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу;

предусматривается введение полноценного института единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража. Такие функции по общему правилу будут выполняться государственными судами в установленных случаях, связанных с формированием состава третейского суда, разрешением вопроса о компетенции третейского суда по рассмотрению конкретного спора, а также по отмене и приведению в исполнение решения третейского суда;

предусматривается, что в Российской Федерации новые арбитражные учреждения могут создаваться только при некоммерческих организациях. Для создания таких арбитражных учреждений необходимо будет получить разрешение, выдаваемое Правительством РФ в случае соответствия арбитражного учреждения определенным критериям. Без специального разрешения осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения смогут Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ. Для иностранных арбитражных учреждений также предусматривается необходимость получения разрешения;

устанавливаются общие требования к правилам (регламентам) арбитражного учреждения. При этом допускается возможность принятия арбитражным учреждением нескольких правил (регламентов): правила арбитража внутренних споров; правила международного коммерческого арбитража; правила арбитража корпоративных споров и т.д.;

предусматривается обязательное создание в арбитражном учреждении коллегиального органа - комитета по назначениям, который призван максимально независимо и беспристрастно разрешать вопросы, связанные с формированием состава третейского суда (назначение арбитров (третейских судей), отводы арбитров (третейских судей) и т.д.).

В связи с невозможностью определения специальных требований к третейским судам, создаваемым для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc), законопроектом предусмотрен ряд ограничений для таких третейских судов: на их рассмотрение не могут быть переданы корпоративные споры, государственные суды не вправе осуществлять содействие в получении доказательств по запросам таких третейских судов и, кроме того, никакие организации, не являющиеся постоянно действующими арбитражными учреждениями, не вправе выполнять отдельные функции по администрированию спора, рассматриваемого таким третейским судом.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие взамен действующего Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" будет способствовать развитию института арбитража (третейского разбирательства), являющегося альтернативным способом разрешения споров.

 

2. Проект Федерального закона N 788159-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ".

В связи с разработкой проекта Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" предлагается внести соответствующие изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Законопроектом вносятся изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже", а также в ряд иных нормативных правовых актов.

Изменениями, в частности:

устанавливается порядок осуществления государственными судами функций органов содействия и контроля в отношении арбитража (третейского разбирательства);

определяется общий подход в отношении споров, которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (арбитрабельных споров), с одновременным определением закрытого перечня споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (неарбитрабельных споров);

вводится ряд ограничений для третейских судов, создаваемых для разрешения конкретного спора и действующих вне рамок какого-либо постоянно действующего арбитражного учреждения;

предусматривается сокращение сроков по рассмотрению дел в арбитражных судах об отмене решения третейского суда и о выдаче исполнительных листов на принудительное его исполнение;

предусматривается возможность для судей в отставке выступать в качестве арбитров (третейских судей).

 

 

3. Проект Федерального закона "Бюджетный кодекс РФ".

Подготовлен проект нового Бюджетного кодекса РФ.

Основной идеей проекта является консолидация в единую систему принятых за последние годы федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения, с целью принятия стабильного, системного и удобного для правоприменения кодифицированного акта.

Основными направлениями изменений Бюджетного кодекса являются:

развитие открытости бюджетного процесса;

обеспечение большей стабильности норм бюджетного законодательства;

совершенствование методологии формирования и исполнения расходных обязательств и планирования финансовых ресурсов на их реализацию;

актуализация структуры кодекса для приведения его в соответствие с современными требованиями (предлагается отказаться от деления кодекса на части; в новой структуре 9 разделов, 33 главы и 313 статей).

 

4. Проект Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ".

Предлагается с 1 января 2016 года ввести в действие новый Бюджетный кодекс РФ.

Подготовлен проект нового Бюджетного кодекса РФ, положения которого планируется применять при бюджетном планировании и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, за исключением отдельных положений, для которых устанавливаются иные сроки вступления в силу и порядок их применения.

Предусматривается также, что законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, должны быть приведены в соответствие с Бюджетным кодексом РФ до 1 января 2017 года.

Сервис временно не доступен