Новое в законодательстве и судебной практике на 11.06.2015

 1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации".

Судам разъяснены некоторые особенности применения законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.

В частности, сообщается, что:

при рассмотрении дел по искам руководителей организаций, членов коллегиальных исполнительных органов организаций об оспаривании решений уполномоченных органов организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) о досрочном прекращении их полномочий, возникших в силу трудового договора, судья не вправе в качестве меры по обеспечению иска приостановить действие оспариваемого решения и обязать ответчика, а также других лиц не чинить препятствий истцу в выполнении своих прежних обязанностей, поскольку обеспечение иска в силу статьи 139 ГПК РФ допускается, если непринятие мер по обеспечению иска затруднит или сделает невозможным исполнение решения суда, тогда как таких обстоятельств по данным делам не имеется. При этом не исключается возможность принятия обеспечительных мер по правилам статьи 225.6 АПК РФ при рассмотрении судом корпоративного спора;

дела о взыскании убытков с руководителя организации (в том числе бывшего) рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с правилами о разграничении компетенции, установленными процессуальным законодательством (часть 3 статьи 22 ГПК РФ, пункт 2 части 1 статьи 33 и пункт 3 статьи 225.1 АПК РФ);

при рассмотрении исков руководителей организаций, членов коллегиальных исполнительных органов организаций о взыскании выходных пособий, компенсаций и (или) иных выплат в связи с прекращением трудового договора суду необходимо проверить соблюдение требований законодательства и иных нормативных правовых актов при включении в трудовой договор условий о таких выплатах.

В случае установления нарушения условиями трудового договора требований законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, законных интересов организации, других работников, иных лиц (например, собственника имущества организации) суд вправе отказать в удовлетворении иска о взыскании с работодателя выплат в связи с прекращением трудового договора или уменьшить их размер;

судам необходимо иметь в виду, что размер компенсации, предусмотренной статьей 279 ТК РФ при прекращении трудового договора по пункту 2 статьи 278 ТК РФ, определяется трудовым договором, то есть соглашением сторон, а в случае возникновения спора - судом.

В случае отсутствия в трудовом договоре условия о выплате указанной компенсации, подлежащего определению сторонами, или при возникновении спора о ее размере размер компенсации определяется судом исходя из целевого назначения данной выплаты, направленной на предоставление защиты от негативных последствий, которые могут наступить для уволенного руководителя организации в результате потери работы, но не ниже его трехкратного среднего месячного заработка (часть первая статьи 279 ТК РФ). При принятии решения о размере компенсации суду следует учитывать фактические обстоятельства дела, например, длительность периода работы уволенного лица в должности руководителя организации, время, остающееся до истечения срока действия трудового договора, трансформацию срочного трудового договора в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (часть четвертая статьи 58 ТК РФ), размер сумм (оплаты труда), которые увольняемый мог бы получить, продолжая работать в должности руководителя организации, дополнительные расходы, которые он может понести в результате прекращения трудового договора.

Вместе с тем руководителям государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, руководителям государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий в силу части второй статьи 349.3 ТК РФ компенсация, предусмотренная статьей 279 ТК РФ, выплачивается в размере трехкратного среднего месячного заработка.

 

2. Федеральный конституционный закон от 08.06.2015 N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде РФ".

С 1 августа 2015 года обращение в Конституционный Суд РФ может быть направлено в электронной форме.

Обращение направляется посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ.

В случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется.

Также установлено, что информация о дате и времени заседаний Конституционного Суда РФ размещается на его официальном сайте в сети "Интернет", в доступных для граждан местах занимаемого Судом здания, а также в средствах массовой информации.

Трансляция заседания в сети "Интернет" допускается по инициативе Конституционного Суда РФ или с его разрешения по ходатайству лиц, участвующих в деле, присутствующих на заседании. Порядок проведения трансляции устанавливается Регламентом Конституционного Суда. При этом предусмотрено, что при проведении закрытого заседания не допускаются кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания, а также трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 августа 2015 года.

 

3. Федеральный закон от 08.06.2015 N 146-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ".

Скорректирован порядок налогообложения НДФЛ некоторых видов доходов.

В главу 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ внесены поправки, предусматривающие:

освобождение от НДФЛ доходов налоговых резидентов иностранных государств, полученных ими в качестве членов жюри XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского;

возможность получения налогового вычета в случае получения дохода при выходе участника из состава общества, при передаче имущества ликвидируемого общества, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества;

новую редакцию положений, посвященных устранению двойного налогообложения (конкретизирован порядок зачета в РФ сумм налога, уплаченного в иностранном государстве).

 

4. Федеральный закон от 08.06.2015 N 143-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Внесены изменения в процедуры принудительной эвакуации транспортных средств.

Федеральным законом, в частности:

- предусматривается возможность прекращения задержания транспортного средства на месте задержания, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения эвакуатора;

- предусматривается, что при несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, автомобиль подлежит эвакуации только при применении таких знаков вместе со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства.

Кроме того:

- вводится административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного знака "Инвалид", а также ответственность водителей за управление транспортным средством, на котором незаконно установлен такой знак. Одновременно за остановку (стоянку) транспортного средства в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, вводится эвакуация транспортного средства;

- вводится административная ответственность за управление мопедом без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

 

5. Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Принят закон об "амнистии капиталов" физических лиц.

Закон устанавливает правовые основания добровольного декларирования физическими лицами:

имущества (земельных участков, недвижимости, ценных бумаг и т.д.), собственниками или фактическими владельцами которого они являются;

контролируемых иностранных компаний, в отношении которых декларанты являются контролирующими лицами;

счетов (вкладов) в банках, в том числе расположенных за рубежом.

В период действия программы добровольного декларирования предоставляется возможность, в частности:

представить (однократно) специальную декларацию, содержащую соответствующие сведения об имуществе и капитале;

раскрыть информацию об источниках их приобретения (формирования);

оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам (таким владельцем признается лицо, осуществляющее права собственника в интересах и (или) по поручению иного физического лица).

Согласно закону такое декларирование не повлечет обязанности лица уплатить какие-либо налоги или сборы. Кроме того, такое лицо будет освобождено от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом.

В связи с этим соответствующие изменения вносятся в ряд законодательных актов, в том числе УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов ...".

Определена форма специальной налоговой декларации и требования к ее заполнению.

 

6. Федеральный закон от 08.06.2015 N 150-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)".

Подписан закон, содержащий поправки в НК РФ, касающиеся налогообложения КИК, симметричных корректировок при налогообложении контролируемых сделок, а также налоговых последствий амнистии капиталов ФЛ.

Законом, вносящим изменения в Налоговый кодекс РФ, в частности:

скорректировано понятие контролируемой иностранной компании, включая иностранную структуру без образования юридического лица, а также более подробно сформулировано определение контролирующего лица иностранной организации.

Определено, например, что налогоплательщик не признается контролирующим КИК, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое или косвенное участие в российской публичной компании. Учредитель иностранной структуры без образования юрлица может не признаваться контролирующим лицом при одновременном соблюдении нескольких условий (в том числе если такое лицо не вправе получать прибыль и распоряжаться ею).

Уточнены условия освобождения доходов КИК от налогообложения в РФ (в частности, такое освобождение установлено в отношении активной иностранной компании; активной иностранной холдинговой компании; активной иностранной субхолдинговой компании).

Законом предоставляется возможность самостоятельного осуществления другой стороной контролируемой сделки симметричных корректировок и устанавливается порядок их проведения.

Закон также содержит положения, посвященные налоговым последствиям добровольного декларирования физическими лицами капиталов, предусматривающие, в частности:

освобождение от налогообложения доходов при передаче имущества от номинального владельца фактическому;

исключение возможности взыскания налога, если декларантом была допущена неуплата (неполная уплата) налогов при приобретении, использовании или распоряжении задекларированными имуществом и счетами;

установление режима налоговой тайны в отношении факта представления специальной декларации и сведений, содержащихся в ней.

Уточнены условия освобождения от уплаты акциза при совершении экспортных операций (некоторым организациям предоставлено право на освобождение от уплаты акциза без представления банковской гарантии).

Кроме того, в новой редакции изложена статья НК РФ, посвященная признанию организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ.

Сервис временно не доступен