Новое в законодательстве и судебной практике на 02.07.2015

 1.   Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Подготовлены разъяснения по применению обновленных общих положений ГК РФ.

Даются разъяснения по применению некоторых общих положений части первой ГК РФ (о физических и юридических лицах, об объектах гражданских прав, о сделках и их недействительности, о решениях собраний, о представительстве и доверенности и т. д.). Прежние разъяснения по соответствующим вопросам, содержащиеся в постановлениях Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, признаются не подлежащими применению.

Напомним, в ГК РФ, включая его общие положения, были внесены масштабные изменения. В частности, обращается внимание на следующие моменты.

Поведение стороны может быть признано недобросовестным не только при наличии заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение от добросовестного поведения.

В возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

В силу ГК РФ суд вправе ограничить дееспособность гражданина, если из-за пристрастия к азартным играм, злоупотребления алкоголем или наркотиками он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Применительно к данной норме разъясняется, что следует понимать под таким злоупотреблением, дающим основание для ограничения дееспособности. При этом подчеркивается, что возможность ограничения дееспособности не ставится в зависимость от признания лица хроническим алкоголиком или наркоманом.

Указано, в каких случаях изображение гражданина может быть обнародовано и использовано без его согласия. За исключением оговоренных ГК РФ случаев обнародование личного изображения, в т. ч. его размещение самим гражданином в Интернете, и общедоступность такого изображения сами по себе не дают иным лицам права на свободное использование изображения без согласия изображенного лица. Вместе с тем, обстоятельства размещения гражданином своего изображения в Интернете могут свидетельствовать о выражении согласия на дальнейшее использование изображения. Напр., если это предусмотрено условиями пользования сайтом, на котором гражданином размещено такое изображение.

Юрлицо может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в т. ч. если осуществление деятельности юрлица становится невозможным или существенно затрудняется. Напр., если иные учредители (участники) юрлица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума. Также ликвидация возможна в случае длительного корпоративного конфликта, в ходе которого существенные злоупотребления допускались всеми участниками юрлица, вследствие чего существенно затрудняется его деятельность.

 

2.     Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Страхование в туризме: поправки к законодательству.

Приняты поправки, касающиеся добровольного страхования имущественных интересов граждан, выезжающих за рубеж.
Установлен минимальный перечень событий, при наступлении которых страховщик в соответствии с условиями договора страхования обязан организовать и (или) оплатить медпомощь (включая медэвакуацию в стране временного пребывания и из нее в Россию) и (или) репатриацию тела (останков). В перечень входят травма, отравление, внезапное острое заболевание, обострение хронического заболевания.

Закреплено, что страховая сумма должна быть не ниже 2 млн руб. в эквиваленте.

Поправки вступают в силу по истечении 180 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

 

3.                Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".

Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по кадастровым спорам.

Пленумом Верховного Суда РФ разъяснены вопросы оспаривания в суде результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения и в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Для ее определения проводится государственная кадастровая оценка.

В частности, обращается внимание на следующие моменты.

Сведения о результатах определения кадастровой стоимости оспариваются по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. С 15 сентября 2015 г. - по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

Результаты определения кадастровой стоимости можно оспорить путем предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений, в т. ч. технической и (или) кадастровой ошибки; об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии по кадастровым спорам.

Споры о пересмотре кадастровой стоимости разрешаются до истечения 2 месяцев со дня поступления заявления в суд.

Арендатор имущества, находящегося в частной собственности, может оспорить его кадастровую стоимость, если собственник выразил согласие на такой пересмотр в договоре либо в иной письменной форме.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее 5 лет с даты ее внесения в государственный кадастр недвижимости в том случае, если на момент обращения в суд в кадастр не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Для юрлиц, органов госвласти и местного самоуправления законом установлен досудебный порядок урегулирования спора - сначала нужно обратиться в комиссию по кадастровым спорам. Для физлиц, в т. ч. зарегистрированных в качестве предпринимателей, обращение в комиссию не является обязательным.

Суд на основании имеющихся доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано заявителем, в т. ч. при наличии его возражений.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты кадастровой оценки.

 

4. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Жилищное законодательство: масштабные поправки.

Скорректированы ЖК РФ и отдельные законодательные акты.

К полномочиям органов госвласти в области жилищных отношений отнесено определение порядка привлечения заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капремонта общего имущества.

Предусмотрено, что собственники, обладающие не менее чем 10% голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в УК или правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребкооператива для организации проведения общего собрания собственников.

Общее собрание сможет наделять совет многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества.

Для общих собраний предусмотрено очно-заочное голосование. Оно дает возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении собрания.

Закреплено, что если иное не установлено общим собранием, то годовое общее собрание проводится в течение II квартала года, следующего за отчетным.

Общее собрание согласно поправкам может быть созвано по инициативе управляющей организации.

Копии решений и протокола общего собрания обязательно представляются лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление специализированного потребкооператива не позднее чем через 10 дней. Они в свою очередь обязаны в течение 5 дней направить копии в орган госжилнадзора для хранения в течение 3 лет.

Предусмотрено, что общее собрание вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета, в т. ч. председателю. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты вознаграждения, а также порядок определения его размера.

Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.

 

5. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Работники смогут инициировать банкротство работодателя.

Скорректированы Закон о несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты.

Согласно поправкам, сотрудники (в т. ч. бывшие), в отношении которых имеется задолженность по выплате зарплаты (выходного пособия), могут обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании работодателя банкротом.

Кроме того, предусмотрено дополнительное основание для подачи в суд заявления должника. Это имеющаяся задолженность по выплате зарплаты и иных причитающихся работникам выплат, не погашенная (по причине недостаточности средств) свыше 3-х месяцев.

Также уточнена очередность удовлетворения требований по текущим платежам.

До внесения изменений задолженность по зарплате погашалась во вторую очередь наряду с долгами по оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим (речь идет о тех, участие которых необязательно).

Поправками эти суммы разделены в две очереди. Задолженность по зарплате будет погашаться во вторую очередь, а по оплате деятельности указанных лиц - в третью.

Внутри второй очереди при этом предусмотрены подочереди. Сначала будут погашаться требования работников (в т. ч. бывших) в размере не более 30 тыс. руб. за каждый месяц, затем - оставшиеся долги и в последнюю подочередь будут выплачиваться вознаграждения авторам.

Поправки вступают в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.

 

6. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 195-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Институт аналогии закона и права закрепили и в арбитражном процессе.

Поправки предусматривают применение в арбитражном судопроизводстве аналогии закона и права.

В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды могут применять норму права, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

 

7. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Обращение с отходами и государственный экологический контроль (надзор): что нового?

Приняты поправки, обеспечивающие единообразное применение норм о государственном экологическом контроле (надзоре) и устраняющие правовую неопределенность в области обращения с отходами.

Так, в связи с изменениями в Закон об охране окружающей среды в Законе об экологической экспертизе заменена терминология - государственный экологический контроль на региональный экологический надзор.

В ряде актов понятие "захоронение отходов" заменено на более широкое "размещение отходов", которое включает в себя их хранение и захоронение. Это позволит не только изолировать отходы в спецхранилищах для предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, но и складировать их в специализированных объектах более чем на 11 месяцев в целях утилизации и обезвреживания.

Уточнена методика расчета экологического сбора. Так, при недостижении нормативов утилизации производителем, импортером, которые обязались самостоятельно утилизировать отходы от использования товаров, сбор исчисляется следующим образом. Его ставку нужно умножить на разницу между установленным и фактически достигнутым количеством утилизированных отходов.

Кроме того, расширены полномочия органов самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами. В частности, теперь они участвуют в организации деятельности не только по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, но и по их сбору (в т. ч. раздельному) и транспортированию.

Поправками также предусмотрено, что при ликвидации горных выработок без включения в лимиты для размещения отходов могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации выработок.

Кроме того, продлен до 1 января 2019 г. срок действия лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданных до 1 июля 2015 г. Ранее он был установлен до 30 июня 2015 г. При этом юрлица и ИП, имеющие такие лицензии, могут переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Организации и предприниматели, уже ведущие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, должны получить лицензии до 1 января 2016 г.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

8. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Скорректированы 23 закона и частично ГК РФ.

Внесены поправки в 23 федеральных закона, а также в части первую и вторую ГК РФ.

В частности, в кодексе уточнены институты корпоративного договора, солидарной ответственности "материнской" компании по сделкам "дочерней". Исключено требование независимости организации, осуществляющей обязанности по ведению реестра акционеров публичного АО и исполнение функций счетной комиссии (но она должна иметь лицензию). Предусмотрено право заемщика-юрлица привлекать денежные средства граждан в виде займа (кроме займа путем выпуска и продажи облигаций) под проценты через публичную оферту либо предложение делать оферту, направленное неопределенному кругу лиц.

Закон об АО приведен в соответствие с нормами ГК РФ об АО. Определен порядок приобретения непубличным АО публичного статуса, правила учреждения АО, размещения акций и иных эмиссионных ценных бумаг, приобретения обществом размещенных им акций, ведения реестра акционеров АО. Уточнены требования к уставу АО, его уставному капиталу, фондам и чистым активам, компетенция и порядок проведения общего собрания акционеров, компетенция совета директоров (наблюдательного совета) АО, исполнительного органа АО, особенности приобретения более 30% акций публичного АО. Предусмотрена обязанность акционера уведомлять общество о намерении обратиться в суд с требованиями к данному АО или иным лицам.

Ряд поправок направлен на создание системы пруденциального надзора на рынке ценных бумаг, а также формирование единых требований к его профессиональным участникам, в т. ч. в целях предупреждения рисков.

Закреплено понятие "лица, осуществляющие права по ценным бумагам". Введена ответственность держателя реестра за полноту и достоверность предоставленной из реестра информации, за убытки, причиненные своими неправомерными действиями (бездействием). Установлена солидарная ответственность эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам) и держателя реестра за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав, порядка совершения операций по счетам (порядка ведения реестра), утраты учетных данных, предоставления из реестра неполной или недостоверной информации. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг освобождены от обязанности определять представителя владельцев облигаций. Уточнена компетенция Банка России.

В "антиотмывочном" законе пересмотрено понятие бенефициарного владельца.

Идентификация таких лиц не проводится в случае принятия на обслуживание клиентов - зарубежных организаций, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России.

В ЕГРЮЛ также вносятся сведения о наличии корпоративного договора.

Разрешены валютные операции между резидентами, связанные с внесением и возвратом индивидуального, коллективного клирингового и (или) иного обеспечения, в т. ч. внесенного в имущественный пул, в соответствии с Законом о клиринге. В последнем определены требования к организации внутреннего контроля и внутреннего аудита, к системе управления рисками клиринговой организации, особенности договора имущественного пула. В Законе об исполнительном производстве уточнены особенности взыскания на имущество клиринговых организаций и участников, а также порядок наложения ареста на клиринговые сертификаты.

Пересмотрены финансовые нормативы кредитного кооператива.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Сервис временно не доступен