Новое в законодательстве и судебной практике на 16.07.2015

 Новое в законодательстве и судебной практике на 16.07.2015

 

1. Решение Конституционного Суда РФ от 2 июля 2015 г.

В Регламенте КС РФ прописали подачу обращений в электронном виде.

Скорректирован Регламент КС РФ. В него внесены 3 новых параграфа.

Первый - подача обращения в электронном виде с использованием системы "Обращение в КС РФ".

Регистрация в системе проводится на сайте КС РФ. Она осуществляется путем заполнения регистрационной формы и присоединения к ней переведенных в электронный вид изображений определенных материалов.

Для граждан это страницы документа, удостоверяющего личность, на которых размещена фотография, указаны ФИО и место жительства (последнее - если указано).

Для организаций это документ, подтверждающий регистрацию в качестве юрлица, документы, подтверждающие правомочие гражданина действовать от имени организации, а также страницы документа, удостоверяющего личность этого гражданина, в соответствии с вышеуказанными требованиями.

Второй - подача обращения в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной ЭП.

Обращение и прилагаемые к нему документы и материалы направляются на адрес ksrf@ksrf.ru. Они должны быть присоединены к одному электронному письму. Предмет обращения и перечень присоединенных документов и материалов с указанием количества страниц в каждом из них включаются в текст письма. Представлять копии обращения, а также документы и материалы в бумажном виде не нужно.

Обращение, а также каждый из прилагаемых к обращению документов и материалов подписывается усиленной квалифицированной ЭП заявителя.

Третий - требования к обращениям, подаваемым в электронном виде.

Обращение, а также прилагаемые к нему документы и материалы должны быть представлены в форматах Microsoft Word Document (с расширениями файлов .doc, .docx), RTF, PDF, JPG, PNG с сохранением всех аутентичных признаков подлинности (графических подписей, печатей, штампов, номеров, обозначений дат и т. д.).

Содержание обращения, а также прилагаемых к нему документов и материалов должно представлять собой текстовую и (или) графическую (скан-копию текста) информацию. В случае направления сканированных изображений документов и материалов они должны быть выполнены в черно-белом либо сером цвете (с разрешением не менее 200 точек на дюйм).

Допускается подача в упакованном архивном формате RAR, ZIP или 7z.

Изменения вступают в силу с 01.08.2015.

 

2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Госрегистрацию недвижимости решено сделать доступнее.

Данный закон приходит на смену Закону о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В отдельных случаях решено регистрировать ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в т. ч. сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем.

Предусмотрена единая учетно-регистрационная процедура. Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Последний ведется исключительно в электронной форме. В него войдут кадастр недвижимости, реестр прав на нее, реестр границ, реестровые дела, кадастровые карты, книги учета документов.

Будут регистрировать права, возникающие в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя. Процедура совершается на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от органов и нотариусов.

Уточнены пределы правовой экспертизы при госрегистрации прав.

Сокращены сроки кадастрового учета и регистрации прав. Им посвящена отдельная статья. Например, 5 рабочих дней - с даты приема органом регистрации заявления на кадастровый учет и прилагаемых к нему документов. 7 рабочих дней - с даты приема заявления на регистрацию прав.

Распределена ответственность за действия (бездействие) органов и лиц, участвующих в правоотношениях.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

 

3. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Все о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве - в отдельном законе!

Закон посвящен государственно-частному и муниципально-частному партнерству в Российской Федерации (далее - ГЧП и МЧП соответственно).

ГЧП, МЧП - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного, с другой, которое осуществляется на основании специального соглашения. Цель - привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение доступности товаров, работ, услуг и повышение их качества.

Соглашение о ГЧП, МЧП заключается между публичным и частным партнерами на срок не менее 3 лет.

Частным партнером может быть российское юрлицо. Исключение - ГУПы и МУПы; государственные и муниципальные учреждения; публично-правовые компании и иные создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов юрлица; хозтоварищества и общества, хозпартнерства, находящиеся под контролем публичных образований; дочерние хозобщества указанных выше организаций; созданные ими НКО в форме фондов. Установлен исчерпывающий перечень требований, которым должен соответствовать частный партнер.

Закреплены обязательные элементы соглашения о ГЧП, МЧП. Это строительство и (или) реконструкция объекта частным партнером. Полное или частичное финансирование им создания объекта. Осуществление частным партнером эксплуатации и (или) техобслуживания объекта. Возникновение у него права собственности на объект при условии обременения последнего. При этом если совокупный объем госинвестиций превышает сумму частных вложений, то объект передается в публичную собственность не позднее дня прекращении соглашения.

Установлен закрытый перечень объектов соглашения о ГЧП, МЧП. Это в т. ч. автодороги, мосты, транспорт общего пользования (кроме метрополитена), объекты ж/д и трубопроводного транспорта, морские, речные и специализированные порты, водные и воздушные суда, аэропорты, объекты по производству, передаче и распределению электроэнергии, гидротехнические сооружения, объекты благоустройства территорий, а также те, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты здравоохранения, в т. ч. предназначенные для санаторно-курортного лечения, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты соцобслуживания населения.

Не допускается заключение соглашения в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей или их совокупности, объектов водоснабжения и водоотведения. Формой ГЧП или МЧП для таких объектов является концессионное соглашение.

Определены полномочия соответствующих органов власти в области ГЧП, МЧП. Перечислены гарантии прав и законных интересов частных партнеров при реализации соглашения о ГЧП, МЧП. Прописана процедура его подготовки, заключения, исполнения, прекращения.

Корреспондирующие поправки внесены в Земельный, Градостроительный, Водный и Лесной кодексы РФ, в Законы о недрах, оценочной деятельности и др.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

 

4. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В ряде законов устранены технические ошибки.

Цель поправок - устранить технические ошибки, допущенные в отдельных законодательных актах.

В частности, уточнены содержащиеся в статье 25.1 Закона о банках перекрестные ссылки на нормы Закона о несостоятельности (банкротстве). Также устранена имеющаяся в статье 36 Закона о страховании вкладов физлиц пунктуационная ошибка.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

5. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Специальные налоговые режимы: изменения в НК РФ.

Внесены поправки в НК РФ.

Так, законодательным (представительным) органам регионов и муниципалитетов предоставлено право устанавливать в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующее. Виды деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим (далее - СНР). Ограничения на его переход и применение. Ставки по СНР в зависимости от видов деятельности и категорий налогоплательщиков. Особенности определения налоговой базы. Налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

В части УСН предусматривается, что при объекте налогообложения в виде доходов налоговые ставки могут быть установлены законами субъектов Федерации в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. При этом в 2017-2021 гг. на территориях Республики Крым и г. Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы минус расходы (причем налоговые ставки могут дифференцироваться по категориям налогоплательщиков и видам предпринимательской деятельности).

Регионы вправе вводить нулевую ставку по упрощенной и патентной системам налогообложения для впервые зарегистрированных ИП, оказывающих бытовые услуги населению. Напомним, что ранее указанная налоговая ставка могла устанавливаться для производственной, социальной и (или) научной сферы деятельности.

Согласно поправкам нормативными актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены ставки ЕНВД в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Кроме того, расширен перечень видов предпринимательской деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения (с 47 до 63). В частности, в него включены услуги общепита, оказываемые через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей; производство молочной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий; сбор и заготовку пищевых и недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений; товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство; лесохозяйственную деятельность; сбор, обработку и утилизацию отходов, а также обработку вторичного сырья; разработку программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптацию и модификацию; ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

 

6. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

ЖСК, долевое строительство жилья, страхование ответственности застройщика: нововведения.

Внесены поправки в Законы об участии в долевом строительстве, о взаимном страховании, несостоятельности (банкротстве), ЕГРП, в КоАП РФ, ЖК РФ и др.

Так, уточнены требования к страховым организациям, с которыми могут заключаться договоры страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения. В частности, минимальный размер собственных средств страховщика увеличен с 400 млн до 1 млрд руб.

В течение 15 дней с даты расторжения или досрочного прекращения договора страхования застройщик обязан заключить новый договор. Аналогичный срок применяется и с даты отзыва лицензии или назначения временной администрации страховой организации (в зависимости от того, какое из событий наступило ранее).

Уточнен порядок создания общества взаимного страхования. Согласно поправкам оно может быть образовано по инициативе только физлиц (не менее 5 и не более 2 000 человек) или по инициативе граждан и организаций (от 5 до 2 000 физических и от 3 до 500 юридических лиц) (ранее - по инициативе указанного числа граждан и (или) по инициативе названного количества юрлиц).

Предусмотрен дополнительный коллегиальный совещательный орган общества взаимного страхования застройщиков - попечительский совет. В него входят 3 представителя Правительства РФ, 1 представитель Банка России, 3 независимых эксперта, председатель правления и директор общества. Закрепляется компетенция совета. Его решения носят рекомендательный характер.

В ЕГРП также вносится запись о способах обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве.

В КоАП РФ появились новые составы правонарушений. Например, неисполнение обязанности по ведению реестра членов ЖСК, осуществляющего строительство многоквартирных домов. Штрафы для должностных лиц - от 5 000 до 15 000 руб., для организаций - от 25 000 до 100 000 руб.

В ЖК РФ прописаны особенности организации и деятельности ЖСК, осуществляющего строительство многоквартирного дома, а также порядок контроля за ЖСК. Кооперативам запрещено возводить одновременно несколько многоквартирных домов с количеством этаже более 3 (исключение - ЖСК, которые созданы в соответствии с Законом о содействии развитию жилищного строительства).

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

 

7. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Введен временный запрет на проверки малого бизнеса и регламентирован риск-ориентированный подход при госконтроле.

Установлен временный запрет на проведение проверок субъектов малого бизнеса. Он действует с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. и распространяется не на всех.

Запрет не касается тех фирм и ИП, которые были подвергнуты административному наказанию за совершение грубого нарушения, дисквалифицированы, лишены лицензии или деятельность которых приостановлена.

Кроме того, в обычном режиме проверяются юрлица и предприниматели, работающие в области здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, в соцсфере.

Также запрет не распространяется на некоторые виды госконтроля (надзора). Речь идет, в частности, о надзоре в области промышленной и радиационной безопасности, использования атомной энергии, внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, лицензионном контроле в отношении управляющих организаций многоквартирных домов и др.

Поправки вводят с 2018 г. риск-ориентированный подход при организации отдельных видов госконтроля (надзора).

Такой подход предполагает выбор интенсивности проверки в зависимости от того, к какой категории риска (классу опасности) относятся деятельность юрлица, ИП и (или) используемые ими производственные объекты. Вводится понятие таких объектов. При отнесении к определенному классу опасности контролирующий орган учитывает тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения названными лицами обязательных требований. Категория риска определяется с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований. Критерии отнесения устанавливает Правительство РФ, если они не определены федеральным законом.

Виды госконтроля (надзора), при организации которых применяется риск-ориентированный подход, определяет Правительство РФ. Оно же вправе установить иную периодичность или сокращенный срок проверок, а также запретить плановые проверки (в т. ч. выездные) в зависимости от категории риска (класса опасности).

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования. В части риск-ориентированного подхода - с 1 января 2018 г. При этом Правительство РФ вправе определить отдельные виды госконтроля (надзора), которые могут осуществляться с применением такого подхода до указанной даты.

 

8. Федеральный закон от 13.07.2015 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты РФ".

Установлена административная ответственность за нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

Определен конкретный перечень жалоб, которые рассматривает антимонопольный орган при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (в частности, нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в указанный перечень). Уточнен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб.

Установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам или магистральным нефтепродуктопроводам.

Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.63 КоАП РФ), повлекут предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Повторное совершение этого правонарушения повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

 

9. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Уточнен порядок подачи документов на госрегистрацию прав на недвижимость.

Поправки посвящены госрегистрации прав и кадастрового учета недвижимости в отдельных случаях.

Так, уточнена процедура представления документов на госрегистрацию. Закреплено следующее.

Если право, ограничение (обременение) права на недвижимость возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ними (в т. ч. совершенной на основании акта органа), то процедура проводится по заявлению органа. Лицо, в отношении которого принят акт либо с которым совершена сделка, вправе представить заявление и необходимые документы по собственной инициативе.

Изменения в Закон о госкадастре распространяются на вещи, сведения о которых содержатся в кадастре, но данные о вещных правах отсутствуют. По истечении 5 лет орган кадастрового учета будет направлять информацию в орган местного самоуправления.

Эти правила не применяются к зданиям, сооружениям, если проведена госрегистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в них, к многоквартирным домам, а также помещениям, находящимся в них и составляющим общее имущество.

Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2015 г.

 

10. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Охранную зону вокруг объекта капстроительства станут устанавливать одновременно с выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Поправки направлены на совершенствование градостроительной деятельности и государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Расширен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В него включен технический план объекта капстроительства, который выступает обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию. План готовится в соответствии с Законом о госкадастре недвижимости.

С 1 января 2018 г. для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объектов электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи заявитель должен будет представить описание местоположения границ охранной зоны и перечень координат характерных точек границ такой зоны. Представлять указанные документы не потребуется в случае ввода в эксплуатацию реконструированного объекта, если после реконструкции местоположение границ ранее установленной охранной зоны не изменилось.

Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта с охранной зоной будет одновременно являться решением об установлении охранной зоны указанного объекта.

Уточнен порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий. Устанавливается срок внесения в госкадастр сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории - до 1 января 2022 г.

Владельцев земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны уведомлять об ограничениях использования участков в границах такой зоны в течение 15 дней с даты внесения в госкадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.

 

11. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

ГК РФ поправили в части самовольных построек.

Скорректированы ГК РФ и Закон о введении в действие его первой части.

До внесения изменений самовольной постройкой являлся жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на участке, не отведенном для этих целей, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Теперь ею признается здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на участке, не предоставленном в установленном порядке, или на участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением названных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано в судебном или ином порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится участок, на котором создана постройка. Предусмотрено, что это возможно при одновременном соблюдении 3 условий.

Первое - лицо, осуществившее постройку, имеет в отношении участка права, допускающие строительство на нем данного объекта.

Второе - если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах.

Третье - если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Закреплено, что органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки. Это возможно в случае создания или возведения ее на участке, не предоставленном для этих целей, если участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (кроме зоны охраны объектов культурного наследия) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей.

Также установлено, что условия договоров, заключенных на территориях Крыма и Севастополя до дня принятия Крыма в состав России, сохраняют силу (кроме случаев, установленных федеральными законами).

В части отношений, возникших из односторонних сделок на территориях Крыма и Севастополя до дня принятия, гражданское законодательство России будет применяться к правам и обязанностям, возникшим со дня принятия.

Поправки вступают в силу с 01.09.2015.

 

12. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Адвокатские палаты стали самостоятельной организационно-правовой формой НКО.

Приняты поправки в части законодательного регулирования деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, являющихся юрлицами.

Ранее адвокатские палаты относились к такой организационно-правовой форме НКО, как ассоциации (союзы). При этом модель самоуправления российской адвокатуры, в отличие от закрепленной в гражданском законодательстве модели управления ассоциациями (союзами), построена на началах коллегиальности. Органами управления как Федеральной палаты адвокатов РФ, так и адвокатских палат субъектов Федерации являются Всероссийский съезд адвокатов (региональные собрания или конференции) и советы соответствующих палат, а не единоличные органы управления.

В связи с этим адвокатские палаты выделены в отдельную организационно-правовую форму НКО. Кроме того, введена новая организационно-правовая форма НКО - адвокатские образования, являющиеся юрлицами.

Согласно поправкам, адвокатскими палатами признаются НКО, основанные на обязательном членстве и созданные в виде региональной адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов РФ. Адвокатскими образованиями, являющимися юрлицами, - НКО, образованные в формах коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юрконсультации.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Сервис временно не доступен