Новое в законодательстве и судебной практике на 18.02.2016

1. Федеральный закон от 15.02.2016 N 18-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов".

В АПК РФ и КАС РФ установлена процедура рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Изменениями, внесенными в АПК РФ, предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Такие дела рассматриваются Судом по интеллектуальным правам по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с определенными особенностями.

Установлен порядок опубликования решения Суда по интеллектуальным правам по делу об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами.

В соответствии с поправками, внесенными в Кодекс административного судопроизводства РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, в том числе ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Также в КАС РФ установлена процедура производства по административным делам об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

2. Федеральный конституционный закон от 15.02.2016 N 2-ФКЗ "О внесении изменений в статью 43.4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации".

 Дополнены полномочия Суда по интеллектуальным правам и Верховного Суда РФ по рассмотрению отдельных категорий дел.

Установлено, что Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Верховный Суд РФ уполномочен рассматривать в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, в том числе ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

3.  Федеральный закон от 15.02.2016 N 19-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.19 и 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов".

Установлены размеры госпошлины при оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Согласно Федеральному закону, при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 4 500 рублей.

При подаче заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, размер государственной пошлины составит: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 2000 рублей.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

 

4. Федеральный закон от 15.02.2016 N 24-ФЗ "О внесении изменения в статью 12.5 Федерального закона "О противодействии коррупции".

Для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы субъектов РФ, могут устанавливаться запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения аналогично федеральным государственным гражданским служащим.

Ранее было установлено, что для отдельных категорий лиц федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами могут устанавливаться иные (помимо предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции") ограничения, запреты, обязательства и правила служебного поведения. При этом было указано, что данная норма распространяется, в том числе, на лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, из сферы действия данной нормы исключались государственные гражданские служащие субъектов РФ.

 

5. Федеральный закон от 15.02.2016 N 22-ФЗ "О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".

Норма ГК РФ об отказе наследника от наследства в пользу других лиц приведена в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.2013 N 29-П абзац первый пункта 1 статьи 1158 ГК РФ признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение в силу неопределенности своего нормативного содержания в части определения круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, допускает возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части.

В соответствии с внесенными поправками в указанное положение наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию, не лишенных наследства, а также в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии.

 

6. Федеральный закон от 15.02.2016 N 32-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)".

В действующее законодательство о налогах и сборах внесены изменения в части правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

В частности, уточнены:

порядок расчета прибыли контролируемой иностранной компании;

порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации;

порядок применения договоров об избежании двойного налогообложения;

перечень информации, подлежащей раскрытию в уведомлениях об участии в иностранной организации и о контролируемых иностранных компаниях;

порядок расчета доли доходов для целей определения активной деятельности;

порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании для целей налогообложения;

требования к подтверждению того, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации имеется международный договор по вопросам налогообложения;

правила налогообложения доходов контролирующих и иных лиц по отношению к иностранным структурам без образования юридического лица в связи с передачей прав бенефициара между близкими родственниками.

Кроме того, Законом устраняются неточности, выявленные в ходе действия правил налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

 

7. Федеральный закон от 15.02.2016 N 25-ФЗ "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности".

Уточнено понятие контролируемой задолженности

Задолженность может быть признана контролируемой в следующих случаях:

- кредитор - иностранное лицо прямо или косвенно участвует в российской организации-заемщике;

- кредитор является взаимозависимым лицом иностранного лица, которое имеет долю участия в организации - заемщике;

- долговое обязательство выдано под гарантию (поручительство) иностранного лица, которое является взаимозависимым с организацией-заемщиком.

Законом установлены условия, при которых непогашенная задолженность не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью.

Согласно Закону с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года непогашенная задолженность, указанная в пункте 2 статьи 269 Налогового кодекса РФ, не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью при одновременном выполнении следующих условий:

- долговое обязательство возникло перед организацией, являющейся банком (включая организации, признаваемые банками в соответствии с законодательством иностранных государств), не признаваемым взаимозависимым лицом как с налогоплательщиком - российской организацией, так и с лицами, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство налогоплательщика;

- с момента возникновения долгового обязательства налогоплательщика не происходило прекращения (исполнения) указанного долгового обязательства как в части суммы основного долга, так и в части уплаты процентов иностранной организацией, указанной в пункте 2 статьи 269 Налогового кодекса РФ, и (или) аффилированным лицом этой иностранной организации, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися обеспечить исполнение этого долгового обязательства.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, вступающих в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.

 

8. Федеральный закон от 15.02.2016 N 30-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Усовершенствован механизм привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.

Так, за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, установлено наказание в виде штрафа для должностных и юридических лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и/или в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Расчет административного штрафа при возврате в РФ соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки.

Сервис временно не доступен