Новое в законодательстве и судебной практике на 07.04.2016

1. Федеральный закон от 05.04.2016 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Мировые судьи будут рассматривать заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, предусмотренном КАС РФ.

С этой целью в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации включена новая глава 11.1 "Производство по административным делам о вынесении судебного приказа".

На вступивший в законную силу судебный приказ распространяются положения КАС РФ об обязательности судебных актов (статья 16 КАС РФ). Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Определены в том числе:

порядок подачи заявления о вынесении судебного приказа;

форма и содержание заявления о вынесении судебного приказа;

основания для возвращения заявления о вынесении судебного приказа или отказа в его принятии;

порядок вынесения судебного приказа, его содержание, порядок отмены судебного приказа и его обжалования.

Взыскатель, пропустивший срок предъявления судебного приказа к исполнению, может обратиться в суд, вынесший соответствующий судебный приказ, с заявлением о восстановлении пропущенного срока.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

2. Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Какой размер госпошлины установлен при подаче заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций?

Скорректирован НК РФ. Поправки связаны с планами наделить мировых судей компетенцией по рассмотрению заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установлен размер госпошлины, взимаемой при обращении к мировому судье с указанным заявлением.

Федеральный закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.

 

3. Федеральный закон от 05.04.2016 N 97-ФЗ "О внесении изменения в статью 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Сумма страховой выплаты поставщику товаров в связи с неоплатой их покупателем включается в базу по НДС, только если налог не был исчислен поставщиком в момент отгрузки данных товаров.

Соответствующее уточнение внесено в подпункт 4 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 19-П данное положение НК РФ было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку позволяло требовать от налогоплательщика - поставщика товаров (работ, услуг), заключившего договор страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем по оплате поставленных товаров (работ, услуг), включения в налоговую базу по НДС:

стоимости реализованных товаров (работ, услуг) на день их отгрузки покупателю;

суммы страховой выплаты, полученной им в связи с нарушением покупателем обязательства по оплате поставленных ранее товаров (работ, услуг).

В целях исключения возможности двойного налогообложения одной и той же операции Законом внесено уточнение в статью 162 НК РФ.

 

4. Федеральный закон от 05.04.2016 N 89-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования".

С 1 года до 2 лет увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Соответствующая поправка внесена в статью 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

5. Федеральный закон от 05.04.2016 N 101-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Принят закон, предусматривающий совершенствование механизма взимания акцизов и уточняющий требования к банковской гарантии.

Законом определено, в частности, что максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, будут устанавливаться Правительством РФ в зависимости в том числе от величины собственных средств (капитала) банка и значений обязательных нормативов.

Налогоплательщики, которые экспортируют произведенную ими алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, имеют право представить в налоговый орган одну банковскую гарантию в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза и от уплаты акциза при реализации алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, вывозимой за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

Установлены особые требования к такой банковской гарантии (в том числе к сроку ее действия, а также к определению общей суммы фактического исполнения обязательств налогоплательщика, обеспеченных банковской гарантией). Регламентированы действия налоговых органов, предпринимаемых в целях исполнения обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Налогоплательщикам предоставляется право направлять в налоговые органы реестры таможенных деклараций с указанием регистрационных номеров деклараций вместо их копий, а также реестры транспортных, товаросопроводительных и иных документов. Реестры должны представляться в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Скорректирован порядок применения вычетов сумм акцизов в отношении возвращенных подакцизных товаров. В частности, включены условия о документальном подтверждении фактов возврата товара и об уплате в полном объеме акциза при реализации впоследствии возвращенных товаров.

Отменено предоставление вычетов по акцизам в случае возврата (отказа) от алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

6. Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени".

В Магаданской области переведут время на час вперед.

Магаданская область отнесена к 10-й часовой зоне (МСК+8, московское время плюс 8 часов, UTC+11).

Ранее регион был отнесен к 9-й часовой зоне (МСК+7, московское время плюс 7 часов, UTC+10), которая не соответствовала естественным биоритмам человека. Так, световой день начинался задолго до пробуждения человека, а заход наступал настолько рано, что большая часть второй половины дня приходилась на темное время суток.

Увеличение светлого времени суток в течение года обеспечит эффективность авиасообщения, улучшит функционирование средств связи, расширит возможности населения в получении информации федеральных телеканалов, снизит негативные факторы, влияющие на здоровье людей, снизит потребление электроэнергии.
Федеральный закон вступает в силу 24 апреля 2016 г. в 2 часа 00 минут.

 

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 марта 2016 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СГИВ".

Винодельческая продукция с длительными сроками выдержки: надо уточнить регулирование по тем, кто не получил новую лицензию!

Предметом проверки стали отдельные нормы Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя.

Они касаются судьбы той легальной продукции, которая остается у лицензиата после аннулирования или прекращения действия лицензии (за исключением выданной на розничную продажу).

В течение 2 мес. с момента такого аннулирования или прекращения лицензиат вправе хранить остатки данной продукции, вернуть их поставщику или поставить иной организации, имеющей лицензию.

Все эти действия совершаются под контролем лицензирующего органа.
Поводом для обращения с запросом стала ситуация применения этих норм по отношению к винодельческой продукции с длительными сроками выдержки.

Дело в том, что такая продукция имеет длительный цикл производства, включая стадию выдержки (хранения в спецтаре до достижения свойств дистиллятов, определенных техдокументами).

Причем данный процесс может быть начат в период действия лицензии и остаться незавершенным по истечении 2 мес., предусмотренных для реализации остатков.

Нормы же в такой ситуации не предусматривают возможность продлить этот срок.

В итоге остатки законно произведенной продукции безвозмездно изымаются для переработки или уничтожения, не позволяя при этом юрлицу получить за нее плату, соразмерную затратам на производство.

КС РФ счел нормы неконституционными в той мере, в какой они допускают такую ситуацию.

Они позволяют по истечении указанного срока принудительно безвозмездно изымать для уничтожения по решению суда остатки винодельческой продукции, выдержка которой на момент истечения 2 мес. не достигает периода, необходимого ей по требованиями техпроцесса, притом, что само производство было начато во время действия лицензии и велось законно.

Т. е., начиная производство, лицензиат не мог предполагать, что лицензия на новый срок не будет им получена.

Спецмеханизмов решения судом вопросов о правовой судьбе такой продукции по завершении упомянутых 2 мес. нет, что создает неопределенность в правовом регулировании.

Этим несоразмерно ограничиваются конституционные права (на ведение предпринимательской деятельности и на частную собственность) подобных производителей, которые действовали разумно и осмотрительно.

Законодатель должен внести необходимые поправки по винодельческой продукции с длительными сроками выдержки.

До внесения таких изменений надо применять модель, предусмотренную ГК РФ для прекращения права собственности лица на имущество, которое по закону не может ему принадлежать.

Так, остатки продукции, не реализованные производителем в срок 2 мес., подлежат изъятию и продаже с передачей ему выручки.
Возможен вариант, когда остатки передаются в государственную или муниципальную собственность с возмещением производителю их стоимости, определенной судом, за вычетом затрат на хранение и реализацию.

При этом сам производитель может подыскивать потенциального покупателя.
Как только затраты на хранение нереализованной продукции превысят ее стоимость, она может быть уничтожена.

Сервис временно не доступен