Новое в законодательстве и судебной практике на 12.01.2017

1. Федеральный конституционный закон от 28.12.2016 N 11-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Закреплен новый вид решения Конституционного Суда РФ - постановление о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции РФ в данном Конституционным Судом РФ истолковании.

В случае принятия такого постановления при применении соответствующего нормативного акта или договора исключается любое иное их истолкование, а на последствия принятия такого постановления распространяются положения Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и иных федеральных законов, установленные для случаев признания нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ.

Аналогичное регулирование установлено в отношении итоговых решений по жалобам на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан.

Закреплен принцип недопустимости применения нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с истолкованием, данным Конституционным Судом РФ в постановлении, с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ.

Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Федеральный закон от 28.12.2016 N 510-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

На лиц, осуществляющих экспортно-импортные операции с территорий/на территории государств - членов ЕАЭС, возложена обязанность по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.

Установлено, что российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязано представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.

За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление в статистической форме недостоверных сведений установлена административная ответственность в виде штрафа.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

3. Федеральный закон от 28.12.2016 N 499-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"

Нормы гражданского законодательства о правилах исчисления десятилетних сроков исковой давности приведены в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.02.2016 N 3-П часть 9 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о применении к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года, положения абзаца второго пункта 2 статьи 200 ГК РФ о том, что срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня возникновения обязательств, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования.

В целях реализации Постановления поправками, внесенными в названный Федеральный закон, установлено, что десятилетние сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 181, пунктом 2 статьи 196 и пунктом 2 статьи 200 ГК РФ, начинают течь не ранее 1 сентября 2013 года.

Лица, которым судом было отказано в удовлетворении исковых требований в связи с истечением десятилетних сроков, предусмотренных пунктом 1 статьи 181, пунктом 2 статьи 196 и пунктом 2 статьи 200 ГК РФ, вправе обжаловать судебные акты в порядке и сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством.

4. Федеральный закон от 28.12.2016 N 497-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Установлен порядок внесения изменений в Гражданский кодекс РФ.

Согласно настоящему Федеральному закону внесение изменений в ГК РФ, а также приостановление действия или признание утратившими силу его положений осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в ГК РФ, приостановление действия или признание утратившими силу его положений, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

5. Федеральный закон от 28.12.2016 N 492-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в части уточнения требований, предъявляемых к исполнительным документам"

В перечень видов исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю, включены исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств и подлежащие исполнению на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ.

При этом предусматривается, что требования к такому исполнительному документу устанавливаются законодательством этого иностранного государства.

6. Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Расширен перечень обязательных требований к участникам закупки.

Статьей 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены единые требования к участникам закупок.

Одним из таких требований является отсутствие у участника закупки (физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица) судимости за преступления в сфере экономики, за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята, а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Внесенными изменениями в качестве требований, предъявляемых к участнику закупки, устанавливается отсутствие у участника закупки судимости не только за преступления в сфере экономики, но и за преступления, предусмотренные статьями 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности", 290 "Получение взятки", 291 "Дача взятки" и 291.1 "Посредничество во взяточничестве" Уголовного кодекса РФ. На участников закупок, у которых такая судимость погашена или снята, указанные ограничения распространяться не будут.

Кроме того, в перечень обязательных требований включено требование о непривлечении участника закупки (юридического лица) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" КоАП РФ.

7. Федеральный закон от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Подписан закон, направленный на обеспечение прав и законных интересов кредиторов в делах о банкротстве юридических лиц.

В частности:

установлено, что исключение ООО из ЕГРЮЛ в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства (в данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, выступающие от имени юридического лица, члены коллегиальных органов юридического лица и лица, определяющие действия юридического лица, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества);

предусмотрено, что срок ликвидации ООО, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на 6 месяцев;

в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве (предусмотрен порядок внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений);

предусмотрен запрет принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве;

установлено, что порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников), а также наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи;

в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены поправки, совершенствующие механизм привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

8. Федеральный закон от 28.12.2016 N 474-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Расширены возможности участия отдельных юридических лиц в закупках товаров, работ, услуг.

Речь идет о федеральных государственных унитарных предприятиях, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ. Данные предприятия включены в сферу действия Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Одновременно, заключение данными предприятиями гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, исключено из сферы действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, установлено, что Федеральный закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов РФ, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

9. Федеральный закон от 28.12.2016 N 464-ФЗ "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, установлены льготы.

В отношении указанного имущества установлены пониженные налоговые ставки по налогу на имущество организаций: от 1 процента в 2017 году до 1,6 процента в 2020 году.

Помимо этого, в отношении железнодорожных путей и сооружений, которые впервые приняты на учет в качестве объектов ОС, начиная с 1 января 2017 года к сумме налога подлежат применению понижающие коэффициенты, действующие в течение шести налоговых периодов: 0 - в течение первого налогового периода, 0,1 - в течение второго, 0,2 - в течение третьего и т.д.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

10. Федеральный закон от 28.12.2016 N 463-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Реализация услуг, оказываемых в рамках арбитража (третейского разбирательства), освобождена от НДС.

Соответствующее дополнение, устанавливающее основания и условия освобождения от НДС указанных услуг, внесено в пункт 2 статьи 149 НК РФ.

Уточняется также порядок учета расходов на освоение природных ресурсов при осуществлении деятельности, связанной с поиском, оценкой и (или) разведкой нового морского месторождения углеводородного сырья.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

11. Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 N 252)

Для арбитражных судов установлен новый порядок подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Порядок подачи документов не распространяется на подачу запросов, предложений, заявлений или жалоб в суд в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также на подачу в электронном виде документов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Документы подаются в арбитражный суд через личный кабинет, созданный в информационной системе "Мой арбитр".

Приказом установлены, помимо прочего:

- условия подачи документов в электронном виде;

- порядок заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- порядок завершения подачи документов.